"Возле города Пекина ходят-бродят хунвейбины. И старинные картины ищут-рыщут хунвейбины. И не то чтобы хунвейбины любят статуи, картины - вместо статуй будут урны "революции культурной" - сатира Высоцкого посвящена приснопамятному периоду в истории Китая, когда школьники-подростки громили очаги культуры и избивали интеллигентов и студентов. Мы, конечно, пойдем другим путем. Но с аналогичным результатом.
ЕСЛИ СВЕСТИ К ИТОГОВОЙ ФОРМУЛЕ, ПОПУЛИЗМ - ЭТО УПРОЩЕНИЕ. Упрощение - когда до примитива, а когда - до дикости с плавным переходом в вандализм. Черные и белые - черное и белое. Мир без полутонов, без нюансов. Мир без красок…
В своем последнем видеообращении премьер-министр Никол Пашинян добрался до культуры и искусства. Факт сам по себе примечательный. Все предшественники отделывались общими фразами типа "культура - наше все". Подтекст подразумевал - "не царское это дело, и вообще я не специалист". Пашинян как специалист во всех сферах решил культуру не обижать и еще несколько месяцев назад выдвинул программу ее развития в тесной смычке с образованием. Доктрина сама по себе прекрасная. Нынче премьер решил подробнее объяснить свое видение, как нести культуру в массы. Оказалось - нести, точнее, везти в буквальном смысле!
После первого шока и полного обалдения от "культурной" части пашиняновской речи сначала думаешь, что это у тебя одной глюки и ты одна это слышишь. Потом приходит мысль о компьютерных хитростях и монтаже. Наконец, грубое: с какого дуба он рухнул?! Не может же взрослый человек с высшим гуманитарным образованием нести такое! Еще как может! Вот сидит улыбается счастливой улыбкой первооткрывателя дорогой его сердцу доктрины: "Мы будем реализовывать программу "Моя культура"… И первое, что сделаем, о чем я давно мечтал… Не дети будут приходить в музеи и галереи, а картины будут ездить в школы…" Господи, спаси и сохрани!
В отдельный шок ввергает аргументация, откровенно демонстрирующая подкорковые мечты и иерархию ценностей премьер-министра Пашиняна. Оказывается, если шедевр живописи торжественно усадить в Mercedes или Bentley и приставить к нему охрану, всем и каждому, а главное, малым детям станет понятно, что "эта маленькая картинка" - едва не сказал "жалкая" - особа статусная, способная тягаться в своей V.I.P.-новости с политиком и даже олигархом!.. Да что я вам рассказываю, вы ведь это тоже слышали?
СОВЕРШЕННО ОЧЕВИДНО, ПРЕМЬЕР-МИНИСТР И СЛЫХОМ НЕ СЛЫХИВАЛ, как перевозят произведения искусства и что случится, если экспонат украдут или повредят. Не слыхивал, что полотна, представляющие собой национальную, а то и мировую культурную ценность, начинают готовить к перевозке за несколько месяцев - их проверяют, составляют подробный отчет об их состоянии, проводят работы по консервации, при необходимости укрепляют слой краски, потом для них готовят специальную упаковку, предназначенную для конкретного способа перевозки… Не знаю, сколько в Армении школ, да этого и знать не надо. Поскольку уже через несколько подобных планируемых прогулок "а-ля олигарх" картину настигнет инвалидность, если не летальный исход.
Есть подозрение, что вослед за живописью в школы будут направлены музыканты-солисты, оркестры, спектакли. Гора пойдет к Магомету, и детей будут кормить отвратительным эрзацем, помесью драмкружка и ансамблем самодеятельности. Потому что театр начинается с вешалки. Приобщение к культуре - с фойе. А дальше - атмосфера, синтез света, цвета, звука, ритуал, иное измерение…
Об этом можно говорить долго и красиво, но сейчас не до лирики. Над головой профессионального искусства собираются серьезные тучи. И чернеют они не только от энтузиазма реформаторов, но и от молчаливого согласия арт-деятелей. В кулуарах, конечно, услышишь все - от радикального "культура, считай, кончилась" до "идиоты-кретины" - не как оскорбление, но как определение вида. Только кулуарное возмущение ничего не решает. Время Иосифа Орбели, кажется, ушло безвозвратно. Найдутся ли у нас директора музеев, способные стать рядом с картиной и сказать: она покинет этот зал только через мой труп! Опасаюсь, что нет.
И "культурная революция", учиненная методом тыка не ведающими, что творят, пройдется по отечественной культуре победным маршем. Ну это еще Бродский написал: "Слепые живут наощупь, трогая мир руками, не зная света и тени и ощущая камни: из камня делают стены... А музыка - в них упрется. Музыку поглотят камни. И музыка умрет в них, захватанная руками… Плохо умирать наощупь. Так, значит, слепым - проще..."
А каково будет нам?
Сона Мелоян, "Голос Армении"