Посмотрел оба фильма про трагедию 1-марта: фильм Романа Бабаяна «Дело № 1-ое марта» и фильм Тиграна Паскевичяна «Потерянная весна Армении». Уже в названиях фильмов видна разница между двумя работами: одно название сухо-фактурное, как и полагается фильму, основанному на интервью ряда действующих лиц, другое - эмоциональное-надрывное, как и полагается фильму, призванному возбудить в зрителях вполне определенные эмоции.
СЛЕДИЛ ЗА КРИТИКОЙ ОБОИХ ФИЛЬМОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ. КРИТИКА В АДРЕС фильма Романа очень похожа на фильм Паскевичяна – эмоционально-надрывная, начиная с того, что, как, дескать, вообще посмели снять фильм, где в неприглядном свете предстают действия Тер-Петросяна и команды, и обосновываются шаги Роберта Кочаряна. Как посмели??? Приблизительно также критикуются, кстати, и мемуары Роберта Кочаряна: «Как посмел??». Да как-то просто вот так, взяли и посмели…
Фильм Паскевичяна, руководившего армянским телевидением в годы правления Тер-Петросяна, снят в 2011-ом году. То есть 8 лет, в том числе и этим фильмом, людям промывали мозги, представляя трагедию 1-го марта как военный переворот, организованный специально созданной группой из 10 лиц под руководством Роберта Кочаряна… Ведь так, если не ошибаемся, заканчивается фильм Паскевичяна с притянутыми за уши «фактами» в паскевичяновской интерпретации дедуктивного метода имени Шерлока Холмса?
А для того, чтобы прийти к этому выводу, на протяжении фильма Паскевичян последовательно убеждает себя, что Кочарян нарушил Конституцию, что отряд, который охранял здание правительства на самом деле был не тот, а совсем другой, что капитан Гамлет Тадевосян погиб в результате самоподрыва, а военнослужащего Тиграна Абгаряна полицейские специально убили, чтобы Кочарян ввел режим Чрезвычайного положения… Все на основании больных умозаключений, что, на наш взгляд, просто аморально, и это вежливо сказано.
Напомним, что и Абгарян и Тадевосян получили свои смертельные ранения в присутствии многочисленных свидетелей, однако это мало волнует авторов душераздирающего фильма. Как справедливо отмечает занимающийся проблемой журналист Ваан Ишханян, по Паскевичяну, кто-то из солдат внутренних войск Полиции в присутствии десятков своих сослуживцев в упор застрелил Абгаряна, чтобы Кочаряна ввел режим ЧП… И конечно, как отмечает тот же Ваан Ишханян, в фильме Паскевичяна нет ничего о десятках раненых полицейских, которые, по логике Паскевичяна,, также специально ранили друг друга…
(Кстати, заметим, что в свое время такие конспирологические теории, основанные на «логических» выводах и умозаключениях, резко критиковал Вазген Саркисян. И кого вы думаете? Опять-таки сторонников Тер-Петросяна, правда, совсем по другому поводу. Эту пресс-конференцию Вазгена Саркисяна, посвященную событиям в Армении конца 1997-го - начала 1998-го года, желающие легко могут найти в интернете).
…И ВОТ ЭТОМУ ФИЛЬМУ ПАСКЕВИЧЯНА УЖЕ 8 ЛЕТ. НЕ ГОВОРЯ О ТОМ, что 10 лет «свободная пресса» имени Тер-Петросяна проводила ту же линию. Роберт Кочарян 10 лет молчал: завершив свой президентский срок, он практически ушел из политики, лишь изредка давал интервью по тем или иным наболевшим проблемам. Трудно сказать, о чем он думал, когда его имя 10 лет полоскали, как могли. Возможно, о том, что политический этап его биографии завершился, возможно, о том, что как, придя в власти в 1998-ом, он не стал преследовать своего предшественника и шить ему причастность к многочисленным политическим убийствам или доказывать его причастность к деятельности или покровительство преступной деятельности Вано Сирадегяна. Возможно, он предполагал, что и его, Кочаряна, не будут преследовать по политическим мотивам. Ошибся.
И вот теперь, на основании этих 10 лет пропаганды, благодаря тому, что к власти в Армении пришел человек из штаба Тер-Петросяна-2008, который в ряде случаев лично давал команды атакующим полицейских демонстрантам, против Роберта Кочаряна, именно против него, а не ради раскрытия дела 1-го марта, возбуждено уголовное дело. И выходит в свет основанный на интервью очевидцев и другой фактуре фильм Романа Бабаяна, в котором несколько иное видение событий 1-го марта, чем у Специальной следственной службы, идущей на поводу у Тер-Петросяна и его агитационной команды. И тут наши правозащитники, блюстители свободной прессы, кодексов журналистской этики и чего-то там еще невероятно продвинутого, вдруг взвыли… Да как можно? Как мог Бабаян монтировать интервью? Как мог Роман Бабаян делать кадры с родственниками потерпевших и монтировать их…
А что, в фильме Паскевичяна нет монтажа? Там в полной мере представлены опросы, которая проводила специальная группа по сбору фактов? Или только те нарезки, которые выгодны команде Тер-Петросяна? Паскевичян не монтировал интервью родственников погибших? Вообще, правильнее было бы оставить в покое близких погибших. Мы все виноваты перед ними, но не надо особой мудрости, чтобы понимать аморальность попыток искать истину в словах людей, испытавших такое горе.
Говорится, что вот, «ангажированный» Бабаян смонтировал слова сторонников Тер-Петросяна. Так в фильме Бабаяна они хотя бы говорили, как минимум трое. Если не считать откровенно сочувствующих. В фильме Паскевичяна нет даже попытки взять интервью у сторонников другой версии. Чтобы потом смонтировать. Для него есть только одна позиция, и он ее всячески продвигает, как, собственно, и подобает всякому уважающему себя стороннику Тер-Петросяна, тем более члену агитационной группы при штабе Тер-Петросяна в 2008-ом году…
КОНЕЧНО, МНОГО ЧЕГО НЕТ В ФИЛЬМЕ ПАСКЕВИЧЯНА. КАК ЛОМАЛИ ОГРАДУ ПАРКА, чтобы вооружиться заостренными кольями, как поджигали машину «Скорой помощи», как Тер-Петросян пытался привлечь на свою сторону генералитет, нет кадров, как митингующие нападают на полицейских, бросают в них камни и бутылки с зажигательной смесью, как Мушег Сагателян разбил голову полицейскому, нет, наконец, гордых слов Никола Пашиняна: «Конец диктатуре, конец Кочаряну, конец Сержику, сегодня мы должны освободить наш город от двух сволочей, их дети должны видеть, как их могучие отцы съежились под ногами народа»…
(Субъективизм Паскевичяна даже в частностях. Ваан Ованнисян, кандидат в президенты от АРФД, то у него отрицательный герой, «клиент» Сержа Саргсяна посмевший выставить свою кандидатуру на выборах, а не присоединиться к единому кандидату Тер-Петросяну, то Ваан Ованнисян у него положительный герой, когда подает в отставку с поста вице-спикера в знак протеста против нарушений в ходе избирательного процесса…)
… В чем разница между ответственностью за 1-ое марта Роберта Кочаряна и Левона Тер-Петросяна, который, по его собственному признанию, 2-го марта, наконец, спокойно заснул? У Тер-Петросяна был выбор. Он мог, если не признать итоги выборов, то не нагнетать ситуацию до такой степени, поскольку ни одна власть не стоит цены, какую мы заплатили тогда и платим до сих пор. У Тер-Петросяна был выбор до 1-го марта. Был выбор и в день 1-го марта: выйти к своим сторонникам или сидеть дома в ожидании кровавой развязки.
У Роберта Кочаряна ситуация была сложнее. Он выполнял свой долг руководителя страны. Именно в силу этого понимания в законодательствах многих стран присутствует пункт о том, что экс-лидеров страны нельзя привлекать к ответственности за действия, совершенные ими в силу своего статуса. У Кочаряна, в отличие от Тер-Петросяна, выбора не было: ни один президент, выбирая между анархией и беспределом, с одной стороны, порядком и законом - с другой, не выбрал бы анархию и беспредел. Уважающий себя президент.
P.S. В идеале было бы замечательно, чтобы из двух фильмов - Тиграна Паскевичяна и Романа Бабаяна - создали один единый. Поскольку это два взгляда на одну трагедию 1-го марта, которая действительно наша общая боль и наша общая большая вина. В идеале, очень бы хотел видеть кадры, когда Левон Тер-Петросян, Роберт Кочарян, Серж Саргсян, Никол Пашинян вместе подходят к могилам погибших 1-го марта и кладут цветы. Только это бы означало, что мы полностью извлекли урок и не идем по пути повторения однажды уже случившейся трагедии.
Рубен Маргарян, "Голос Армении"