В Саратовском национальном исследовательском государственном университете им. Н. Г. Чернышевского 14 февраля 2019 г. состоялась презентация монографии доктора исторических наук, профессора ИИиМО Вачагана Чолахяна «Армяне на Саратовской земле». Монография издана в СГУ в 2018 г. В 2019 г. вышло 2-е, исправленное и дополненное, её издание.
Представляя свою книгу, профессор В.А. Чолахян отметил, что она рассказывает об истории и особой культуре людей армянского сообщества на Саратовской земле. В книге много очерков, портретов типичных армян, активных членов армянской общины «Крунк», строителей храма Святой Богородицы. Материалы для своих сюжетов автор искал в письмах, дневниках, воспоминаниях, фотографиях, устных рассказах, наградных медалях, грамотах, в газетах, журналах, в портретах и зарисовках, в сохранившихся предметах и вещах – словом, в любых «следах прошлого». Через своих друзей, коллег и знакомых он получил доступ к частным, семейным фотографиям. Именно они стали основой визуального познания армянской культуры Саратовского Поволжья.
Монография профессора В. А. Чолахяна в известной степени являет собой вариант «самоописания», в которой армянское сообщество осмысливается в ситуации «изнутри». И у автора всегда был риск излишне довериться собственным ощущениям или подпасть под влияние своих рассказчиков. Между тем само описание не есть «выдумка», «фантазия» или «свободная интерпретация» на заданную тему. В монографии адекватно и беспристрастно представлена коллективная память армянского сообщества. Читатель познакомится с авторским видением сущности, истоков, настоящего и, может быть, будущего армянской диаспоры Саратовской области. В то же время данная монография – это вариант реконструкции, выполненный на основе представительного комплекса источников, обработанных научными методами.
Вызывает удовлетворение структура книги. Она позволяет любому читателю, даже не разбиравшемуся в проблеме, которой посвящена книга, получить достаточно глубокие и цельные знания как о судьбе армянского народа в целом, так и об армянах, проживавших в Саратовском Поволжье в прошлом и живущих здесь сегодня.
Достоинством книги является то, что жизнь армянского народа исследуется не сама по себе, а внутри общемирового и общерегионального социокультурного пространства. Армяне являются одним из древнейших народов ныне существующих на земле – они ведут своё существование с середины II тысячелетия до нашей эры. Родина армян, территория, где они появились и сформировались в качестве отдельного, отличного от других, народа – Армянское нагорье. Армянский народ сложился в результате консолидации многочисленных местных племён вокруг племён-носителей индоевропейского языка. Самоназвание армян «хай» учёные связывают с племенным объединением Хайаса-Аззи. Соседи называли хаев «армянами». Впервые этот этноним появился в знаменитой Бехистунской надписи персидского царя Дария III, датируемой 522–521 гг. до н.э.
Вполне понятно и обоснованно решение автора один из параграфов монографии посвятить Армянской Апостольской Церкви. Ведь именно церковь во все времена позволяла всем разбросанным по миру армянским диаспорам чувствовать себя единым народом, придавала силы и решимость в борьбе за своё существование и развитие. Весьма существенен её вклад в развитие духовной культуры армянского народа.
Ещё один параграф монографии посвящён Армянскому вопросу и Геноциду армян в Османской империи. В многовековой, многострадальной истории армянского народа до Первой мировой войны было немало примеров насилия, репрессий и перемещений. Однако никогда раньше завоеватели не ставили перед собой цель физического уничтожения всего армянского населения и его полного изгнания. 24 апреля 1915 года отмечается дата начала геноцида армян в Османской империи, когда под видом депортации их выселили из родных мест проживания, отправили в пустынные районы и там уничтожили 1,5 млн. человек.
Во второй главе исследуются основные направления миграции армян в России и, в частности, в Нижнем Поволжье. В Поволжском регионе армянские купцы появились ещё в раннем Средневековье. Из письменных источников известно, что в городах Золотой Орды путём принудительного переселения армяне работали ювелирами, кузнецами, плотниками, гончарами, сапожниками, портными, садоводами и виноделами. В ходе археологических раскопок под руководством Д. А. Кубанкина в золотоордынском Укеке был обнаружен христианский квартал и храм, насыщенный богатыми находками.
Особый интерес вызывает материал книги по истории армянской общины в Саратовском регионе. В начале XX в., по мере увеличения численности армян в Саратове, постепенно сформировалась армянская община, которая одной из первых направила поздравительный адрес в связи с открытием Саратовского Императорского Николаевского университета в 1909 г. В 1990 г. армяне Саратова создали общину под названием «Наири», а в 1994 г. зарегистрировали другую организацию – «Крунк». В настоящее время армяне входят в пятёрку крупных народов Саратовской области, а их численность составляет 40 – 45 тыс. чел.
Большую практическую ценность представляет третья глава монографии: «Социально-профессиональный состав армян Саратовского Поволжья». Автор показывает конкретных представителей армянского сообщества последних десятилетий, демонстрирует их вклад в экономическое, социальное и культурное развитие региона. Читатель может познакомиться с армянами – профессорами и доцентами саратовских вузов, представителями медицины и здравоохранения, деятелями культуры и искусства.
Весьма широко представлено участие армян в хозяйственно-экономическом развитии Саратовской области. Пожалуй, нет такой экономической отрасли, где бы представители армянского сообщества не вносили свой весомый вклад в её развитие. Это свидетельствует о том, что армяне органично вписались в общий интернациональный социум Саратовской области и стали его неотъемлемой частью. Большой интерес вызывает информация о памятниках истории и культуры армян на Саратовской земле. Наиболее значимый и величественный из них – это храмовый комплекс на Соколовой горе.
Почти 30-летний опыт функционирования армянской общины «Крунк» Саратовской области свидетельствует о формировании армянского сообщества как диаспоры с её социальными институтами, образовательными и культурными программами, религиозными воззрениями во имя сохранения своей этнической общности.
Практическое значение монографии профессора В. А. Чолахяна трудно переоценить. Она даёт возможность каждому жителю Саратова и области получить цельное и непредвзятое представление об истории и современной жизни саратовских армян, об их достижениях и проблемах национального развития, о вкладе в общее дело развития Саратовского края.
Несомненно, что книга В. А. Чолахяна «Армяне на Саратовской земле» должна быть напечатана массовым тиражом и распространена в библиотеках, учебных заведениях и учреждениях культуры и т.д., чтобы стать доступной каждому, кто интересуется историей и современной жизнью нашей области. Такое, более близкое знакомство с любым из народов, населяющих Саратовскую область, необходимо. Оно позволяет избавиться от многих фобий, мифов и фальсификаций, получить объективные и достоверные данные. Это, безусловно, послужит укреплению толерантности и взаимоуважения представителей всего многонационального социума Саратовской области.
Рецензенты:
д.и.н., профессор А.А. Герман,
д.м.н., профессор Д.М. Пучиньян,
д.с.н. С.Г. Кагиян