В современной Армении много смеются. Хохочут, гогочут, ржут. От нас хотят, чтобы мы много смеялись. Телеканалы буквально забиты юмористическими передачами и аналогичного содержания телесериалами. И даже там, где юмор вроде бы не уместен, его стараются вставить. Чтобы зрителю не было так тоскливо.
Отчего так много как бы юмора, так много как бы смеха? Смеха навязанного. Тебе вроде бы и не весело даже, но смеяться все равно надо, потому что за кадром пускают наложенный смех.
ПОМНИТЕ, ДАВНО, еще в советские времена, на всю бескрайнюю страну, да и за ее пределами, гремела слава Армянского радио? Острые, смелые, злободневные и очень талантливые шутки и анекдоты были тогда у всех на слуху. Это был, если хотите знать, наш своеобразный бренд. Все действительно от души смеялись и смех этот ни в коей мере не являлся наложенным.
Сегодняшний отечественный юмор, в отличие от Армянского радио, напоминает забытую несколько дней назад в стакане водку. Она выдохлась, спирт улетучился. Но только дурака нет, который выдохшуюся водку дольет водой - чтобы опять стакан был полным. Полным-то он станет, только пить это невозможно.
Фридрих Ницше писал: "Смех - последний бастион раба". Очень точная фраза. Она про нас. Потому что смехом своим искренним мы часто выражаем свое сопротивление. А вот наложенным...
Хорошие ли известия, полученные накануне, важные ли даты, собственная прыть или же просто желание выпить и поплясать служат нам основой торжества и смеха? Крайне важно понимать все эти нюансы, ибо в противном случае мы рискуем докатиться до внезапной идиотической радости.
А еще в армянском смехе подчас слышатся рабские нотки. Так мелкий клерк пытается уловить юмор начальника, чтобы вовремя хохотнуть. Вы же испытывали это чувство: когда рассказанный анекдот совсем не смешной, но ему хотя бы улыбнуться надо в знак уважения... А лучше подхохатывать там, где указано. Вот же - поставили маркер. Подхватывать страной, чтобы не тронуться.
ЮМОР, ЗАПОЛОНИВШИЙ АРМЕНИЮ сегодня, льющийся из всех щелей, - заимствованный, отстраненный от отечественного сознания, менталитета. Это встроенный жучок, изменяющий частоты нашего мозга. Чуть ли не все юмористические программы на отечественных телеканалах - калька, содранная, вторичная и часто тупая. Это все так называемый франчайзинг, то, что взято в России или на Западе и адаптировано под наши реалии. Не всегда успешно адаптировано. У такого юмора только одна функция: развлекать, чтобы народ тупел и не разбредался из стойл.
Такой смех уже не освобождает человека, а превращает его в болванчика. Он искривляет саму жизнь, превращает его в марафон смешков и нелепиц. Такой юмор лишен идентичности, а значит, лишен и силы.
Потому надо так: чем дальше, тем трагичнее. Привычные ситуации уже не развлекают. Остается только сгущать краски. И потому многое сегодня в Армении превратилось в гогочущий абсурд. Смешна власть. Смешны решения правительства. Смешны заявления депутатов. Смешны "экспертные" мнения. Смешны чиновники в своем туповатом постоянном вранье.
Смешно все, потому что на самом деле страшно. Потому что так жить нельзя. И остается только хохотать.
Гагик Мкртчян, "Голос Армении"