Предлагаемая вниманию читателей статья была напечатана в германском журнале «Armenisch-Deutsche Korrespondenz» ("Армяно-немецкая корреспонденция") и публикуется нами с разрешения его главного редактора Раффи Кантяна. В материале речь идет о книге Бориса Баратова «Карабахские Хроники. 1989-2009», изданной в 2010 году в московском издательстве «Лингвист». Отметим, что книга была представлена в 2010 году на книжной ярмарке во Франкфурте, где с ней была ознакомлена интеллигенция и властные структуры ФРГ, от которых были получили положительные отзывы и благодарственные письма (письма от канцлера ФРГ, министра обороны, министра иностранных дел, мэров городов, известных политиков и общественных деятелей).
***************************
Бориса Баратова читатели Armenisch-Deutsche Korrespondenz знают по его книге «Иерусалим». Своим подробным изобразительным рядом книга «Иерусалим» напоминает прекрасный фильм, который говорит нам, что помимо этой книги Баратов может предложить много больше.
Баратов – кинодраматург, кинорежиссер, автор многочисленных фильмов. Некоторые из них: «Танец», «Окно в мир», «Камни», «Круглый стол», «Святой Эчмиадзин» посвящены Армении.
Перу Бориса Баратова принадлежат не только сценарии кинофильмов, но и чудесные иллюстрированные книги. В них мы знакомимся с писателем Баратовым, который одновременно раскрывает себя как талантливый фотограф. В двух своих книгах: «Ангел Арцаха» (1992 г.) и «Разоренный край» (1996 г.), выпущенных московским издательством «Лингвист», Баратов знакомит нас с историей Арцаха-Карабаха и с развернувшимися там в XX веке событиями.
Сегодня мы держим в руках его новую иллюстрированную книгу «Карабахские хроники». Выпущенная в свет московским издательством «Лингвист», она была представлена в 2010 году на книжной ярмарке во Франкфурте. Это - очень личная книга, с большим объемом авторского текста и более 1000 цветных фотографий. И хотя книга охватывает историю Арцаха-Карабаха с древнейших времен до наших дней, подзаголовок книги указывает, что речь пойдет, прежде всего, о периоде времени с 1989 по 2009 год. Годы эти выбраны автором не случайно, поскольку 1989 год отмечен в Карабахе мощным всплеском национально-освободительного движения, а спустя 20 лет, в 2009 году, в серии прямых интервью автор подводит итоги произошедших перемен, документируя их многочисленными фотографиями.
О времени вооруженной борьбы рассказано в главе «Умереть в Карабахе. 1992-1994». В ней наряду с многочисленными неизвестными борцами, отдавшими жизнь за свободу Карабаха, содержатся портреты и хорошо известных нам героев, таких как Монте Мелконян. Эта глава выполнена лаконичным емким языком репортажа и рассказывает нам почти все о борьбе, смерти и трагедии четырех лет войны. Автор рассказывает не только о сражениях, отваге карабахского солдата, но и о драме жителей карабахских сел и городов, подвергшихся бомбардировкам, танковым атакам и артобстрелам.
Тому, кто желает узнать больше о жизни журналиста на этой войне, рекомендуем познакомиться с главой «Профессия – репортер». В ней вы найдете портреты и сведения о коллегах Баратова – фронтовых репортерах, чьи фотокадры легли в основу этой главы.
Однако книга Баратова рассказывает нам не только о годах минувшей войны. Автора интересует история и настоящее армян Нагорного Карабаха. И, прежде всего – культура.
На страницах «Карабахских хроник» оживают пожелтевшие фотографии литературных знаменитостей: Раффи, Мурацана, Лео. Они напоминают нам о блистательном времени Шуши. Впервые в этой книге мы встречаем редкую фотографию одного из замечательных армянских артистов XIX века Петроса Адамяна, выступавшего в Шушинском театре в1882 году и умершего спустя несколько лет в Стамбуле - городе, в котором он родился и в котором ныне покоится на армянском католическом кладбище в Шишли.
Из одной театральной афиши, помещенной в книге, узнаем, что в 1898 году в Шушинском армянском театре Хандамирова состоялась премьера драмы Александра Дюма «Дама с камелиями». Какие параллели и переплетения! И так же с книгами, изданными в шушинской армянской типографии, среди которых произведения Фирдуоси, Доде, Гоголя, Шекспира… Они напоминают нам о времени величественной культуры города.
«Потребовалось сто лет, чтобы создать все это. И только три дня, чтобы все разрушить», - пишет автор. Мы видим разрушенный в 1920 году город Шуши, вслед за этим автор показывает нам и разруху нашего времени – вторую трагедию Шуши.
Автор рассказывает нам и о трудном времени после войны, о восстановление если не мира, то хрупкого перемирия. И то, что жизнь в карабахских селах и городах на страницах книги Баратова выглядит почти столь же напряженной, как и в годы ожесточенной борьбы, не должно удивлять. Раны, нанесенные Карабаху войной, глубоки.
Жители села Драмбон Мардакертского района НКР Хаса Багирьян (111 лет) и ее 70-летний сын Асатур
Совершенно особенно Баратову удалось показать культурные ценности армян Нагорного Карабаха. Мы видим прекрасные авторские фотографии всех древних монастырей, церквей и часовен Карабаха, запечатленных как с вертолета, так и на преисполненных любви детальных снимках. Некоторые из этих шедевров армянской архитектуры испытали на себе разрушительное воздействие времени, другие – варварское воздействие разрушительной силы человека.
Ангел и Богоматерь. Фреска XIII века в соборной церкви монастыря Дадиванк
Можно спросить себя, почему в столь богато иллюстрированной книге, похожей на чудесный фильм, автор обходит вниманием недалекое прошлое, а средневековье и время до него представляет так зримо и отчетливо?
Причина тому простая. Баратов подводит нас к этому новому перекрестку истории Карабаха, борьба вокруг которого в настоящее время ведется уже не с помощью оружия, а методами широкомасштабной пропаганды. Сюда относятся и особо агрессивные попытки со стороны Азербайджана, старающегося оспорить всякое присутствие армянской культуры в Нагорном Карабахе. Иногда эти попытки принимают безобразные чудовищные формы, как это можно было видеть на примере исторического кладбища армянской Джуги, которое бакинские власти сравняли с землей.
Но Нагорный Карабах – это не только люди, города, села, церкви и монастыри, но и великолепная природа: заснеженные горные пики, альпийские луга, быстрые горные реки, ущелья, покрытые лесами склоны гор, живая родниковая вода. Красоту этой земли в разные времена года Баратов очень удачно отразил в своих фотографиях.
Худапиринский мост через Аракс, построенный в VII веке арабами, соединял когда-то Карабах с Северной Персией
«Хроники Карабаха. 1989-2009» - это трилогия, объединяющая предыдущие книги «Ангел Арцаха» и «Разоренный рай». Они органично сплелись в этой новой прекрасно задуманной и выполненной книге, отпечатанной в Италии.
16 октября 2008 года в монастыре Гандзасар состоялось венчание более 130 новобрачных
Может быть в будущем, когда на «черном винограднике» - в Карабахе, воцарится долгожданный мир, армяне и азербайджанцы по-иному будут относиться друг к другу, по-другому будут и говорить друг о друге. Вот только кажется все это делом далекого будущего. А до того времени мы еще не раз порадуемся новой книге Баратова, которая, а это уж абсолютно ясно, не только отразила древнюю историю этого края, но и станет составной частью современной истории Карабаха.
Раффи Кантян, редактор Armenisch-Deutsche Korrespondenz,
ADK (151), Ганновер, 2011
***************************************
"Карабахские хроники. 1989-2009"
можно приобрести в Издательстве «Лингвист»:
+7 903 1381389; E-mail:anna.petrosova@yahoo.com
А также в магазинах:
"Библио-Глобус", Россия, Москва, ул. Мяснитская, 6/3, www.biblio-globus.ru
"Московский Дом книги", Россия, Москва, ул. Новый Арбат,8, www.mdk-arbat.ru
"Артбридж", Армения, Ереван, ул. Абовяна.,20, www.books.am