Строительство здания Тбилисского армянского драматического театра им. П. Адамяна, которого так долго ждали, практически завершено. Еще примерно год понадобится на внутренние работы и оснащение. Кажется, это тот самый случай, который армянская пословица характеризует как "лучше поздно, да хорошо".
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ руководитель театра, драматург и режиссер Армен Баяндурян уже сейчас активно работает над репертуаром театра и вообще разрабатывает организационные планы, поскольку уверен: новому зданию надо будет соответствовать.
Здание Тбилисского армянского театра им. П. Адамяна грунтовые воды подтачивали долго и упорно - до тех пор, пока не то что играть спектакли, но и просто находиться в нем стало опасно для жизни. Сколько писем и обращений было по этому поводу написано, сколько встреч на уровне министерств двух стран проведено, сколько слез пролито! Когда после долгих лет ожидания мэр Тбилиси Каха Каладзе объявил о том, что лидер партии "Грузинская мечта" и глава Фонда Карлтона Бидзина Иванишвили берет на себя обязательства по финансированию строительства нового здания армянского театра, в наши надежды и радости попала капля зависти - как хорошо, когда у искусства есть меценаты! Параллельно заработало агентство ОБС, "одна баба сказала", что здание просто разрушают, что на его месте будет гостиница, ресторан, ну и далее, как всегда. Но здание готово, и оно абсолютно театральное. Подарок лидера "Грузинской мечты" стал реализацией мечты армянской.
"На первичное финансирование Иванишвили выделил 16 миллионов лари, причем было сказано, что, если понадобится, эта сумма будет увеличена, - рассказывает Армен Баяндурян. - Что мы в итоге получаем. Во-первых, нормальное, "здоровое" здание. Ведь сначала речь шла об укреплении старого, но у него было больше 3 тысяч трещин, а главное - подземные воды, подтачивающие его фундамент и делающие ремонт и укрепление бессмысленными. Теперь эти воды полностью отведены и не представляют дальнейшей угрозы. На сегодняшний день здание построено, остались внутренние работы, на которые уйдет еще примерно год. Новое здание на целый этаж выше прошлого. В главном зале у нас теперь будет 445 мест. Это чуть меньше, чем было, зато за счет этого мы обзавелись 12 ложами, которых в 60-е годы было 6, а после они и вовсе исчезли. Еще нам построили Малый зал на 140 мест, и это территория камерных спектаклей и эксперимента. Дальше гостевой дом - четыре гостиничных номера со всеми удобствами для приглашенных актеров и режиссеров. Световое и звуковое оснащение, которое еще предстоит устанавливать, - это последнее слово техники".
С АРМЕНОМ БАЯНДУРЯНОМ мы встретились в Ванадзоре - адамяновцы традиционно приняли участие в "Театральном Лори". Отсутствие собственного дома не повод для безделья, а наоборот. И нынешний период ожидания худрук Тбилисского армянского театра характеризует как "жизнь на колесах".
"Недавно театр вернулся из Финляндии, где со спектаклем "Дождливый день" участвовал в международном театральном фестивале "Тампере". Сейчас наша актриса Маланья Барсегян показала свой моноспектакль по пьесе Каринэ Ходикян на HighFest. С 8 октября в Ахалцихе открывается фестиваль грузинской драматургии, в котором мы тоже примем участие с "Обвинительным приговором" Нодара Думбадзе. В конце октября мы должны были играть спектакль в Москве, но в связи с обострением отношений между Грузией и Россией он, к сожалению, отменен. Зато дальше нам предстоят гастроли в Египет", - описывает вполне себе приятную кочевую жизнь режиссер.
Все эти туры Театр им. Адамяна осуществляет на средства, вот уже многие годы выделяемые правительством Армении, 14 миллионов драмов ежегодно. На эти же деньги он осуществляет новые постановки, за которые Баяндурян взялся с большой интенсивностью. "Сейчас два ведущих грузинских режиссера делают у нас спектакли. Леван Сванадзе ставит "Случай в зоопарке" Олби, а главный режиссер ТЮЗ уже сдал постановку по пьесе современного грузинского автора. Георгий Гегечкори и Акоп Казанчян, председатели наших театральных союзов, уже договорились о том, чтобы привезти эти спектакли в Ереван в рамках меморандума о сотрудничестве, подписанном двумя союзами. Дальше у нас будет ставить худрук Театра имени Марджанишвили, а Сурен Шахвердян начнет работу уже с ноября. А еще мы планируем пригласить сегодняшних звезд ереванской сцены и экрана и наших бывших актеров Альберта Сафаряна, Аиду Бабаджанян, Георгия Овакимяна, Роберта Акопяна и сделать один, а то и два спектакля, которые станут репертуарными. Пару раз в месяц они будут приезжать, отыгрывать спектакли и работать по штату и у нас, и в своих ереванских театрах. Зачем я все так подробно рассказываю - мы должны войти в новое здание с серьезным репертуаром, и в нем должны быть постановки ведущих армянских и грузинских режиссеров", - уверен Армен Баяндурян.
СЕРЬЕЗНО ГОТОВИТЬСЯ к новоселью - это понятно. Но и без столь торжественного повода количество, а главное, качество спектаклей Тбилисского армянского театра им. Адамяна в последние годы стало всерьез радовать зрителя так же, как и заметно омолодившаяся труппа.
"Когда я пришел в театр, абсолютное большинство актеров не имело высшего специального образования, а это дорога в самодеятельность, в "народный театр", - говорит худрук. - Сейчас пятеро наших ребят учатся в Ереванском государственном институте театра и кино, двое - на актерском отделении и трое - на режиссерском. И примерно раз лет в 10 открывается мастерская для армянских актеров в Театральном институте Тбилиси. Так что кадрами театр обеспечен - сегодня у нас работают 29 молодых актеров. Недавно в Грузию приезжала вице-спикер Национального Собрания Армении Лена Назарян, встречалась с замминистра культуры Грузии. Замминистра объявил, что все расходы по содержанию нашего здания правительство Грузии возьмет на себя и будут пересмотрены наши зарплты. Обещано - начиная с 800 лари, примерно 300 долларов. Это означает удвоение зарплаты".
Да, если пойдет такими темпами, ереванские актеры, причем лучшие, не просто будут с удовольствием ездить в Тбилиси на участие в постановках, а еще и в штат попросятся! Вообще, судя по всему, новое здание откроет для адамяновцев двери не только в новый театр, но и в новый Театр, в новую творческую жизнь нового уровня.
"Сейчас главное - побыстрее войти в это новое здание, - считает Армен Баяндурян. - Это важно еще и потому, что, когда мы играем на других площадках, пусть даже самых именитых тбилисских театров, зритель ходит плохо. Наш зритель привык к своему театру и ждет с нетерпением возвращения домой!"
Сона Мелоян, "Голос Армении"