В июле этого года скончался великий Саркис Овивян - суперзвезда армянского футбола: 17 ноября ему исполнился бы 81 год. Что заставило меня сегодня сесть за статью?
При выходе с кладбища в Канакере повстречалась группа мужчин. С одним из них я был знаком, и на вопрос о покойном я ответил: "Мы только что предали земле легендарного Саркиса Овивяна". Многие из этой группы спросили: а кем он был? И без того грустное настроение совсем испортилось. Почему Саркис Овивян был исключительным, уникальным, неповторимым?
В РАЗМЕРЕННОЙ, ограниченной многими рамками советской действительности футбол как социальное явление, особенно в союзных республиках, превратился, пожалуй, в важнейший способ национального самовыражения. Конечно, были экономика, наука, общественная жизнь, культура, искусство. Во всех этих областях, в отличие от последних 30 лет, мы, армяне, достигли впечатляющих высот. Но только футбол как-то по-особому объединял, сплачивал народ.
Женщины в те годы редко появлялись на стадионах, однако их значительная часть живо интересовалась футболом. Это стало особенно заметно во второй половине 50-х, когда вновь созданное Армянское телевидение начало транслировать матчи. У нас, кроме участия в финале Кубка СССР в 1954 г., не было серьезных достижений в футболе. Мы немного завидовали городам, где играли клубы группы "А". Войти в когорту сильнейших не получалось из-за недостаточного мастерства, невезения, необъективности судей. Достаточно вспомнить 1956 год.
И вдруг в 1957 году в ереванском "Спартаке" появляется 19-летний юноша из Сухуми, который с первых же минут игры становится всеобщим кумиром, и у нас исчезает некоторый комплекс несостоятельности, особенно в отношении соседей-грузин, у которых были Пайчадзе, Гогоберидзе, Месхи, Метревели. Теперь мы обладали настоящим сокровищем - Саркисом Овивяном. Он своей изумительно артистичной игрой убедил нас, что футбол - это не только игра, спорт. В его исполнении он превратился в искусство.
Люди спешили на стадион в ожидании высшего эстетического наслаждения, и они получали его. Не хватало билетов, и, несмотря на то что болельщики заполняли все лестничные ступени, переходы, ограждения, устраивались на живописном склоне Айгестана, все равно значительная масса болельщиков лишалась возможности участвовать в незабываемом спектакле. Они скрепя сердце спешили к телевизионному экрану. При этом твердо верили, что, имея такую суперзвезду, как Саркис, команда скоро поднимется выше. Так и получилось.
ВСПОМИНАЮ, как болельщики, особенно из районов, еще не представляя, где и как найти место, указанное на билете, нетерпеливо спрашивали: кто из игроков на поле Овивян? Армянин приходил на стадион или в крайнем случае устраивался перед телевизором не только для того, чтобы поддержать свою команду, а чтобы насладиться игрой Овивяна.
В истории мирового футбола на пальцах можно перечислить подобных мастеров: Пеле, Гарринча, Ди Стефано, Пушкали, Яшин, Симонян, Стрельцов, позже Беккенбауэр, Джордж Бест, Платини, Марадона. Наверное, не ошибусь, если скажу, что подобное больше никогда не повторилось не только в Армении, но и на всем постсоветском пространстве, да и в Восточной и Центральной Европе тоже. Между прочим, в те годы вопрос "а который Овивян?" звучал и на других стадионах. В Москве, Ленинграде, Киеве, Ростове люди, смекнув, что я армянин, сразу просили показать Сако. Естественно, в первой половине 70-х высочайшее качество футбола, которое демонстрировал "Арарат", доставляло истинное наслаждение, и не только нам, армянам. Да, на газоне мы видели настоящие таланты: Маркаров, Андриасян, Заназанян, Иштоян, Алеша Абрамян, Казарян, позже Хорен Оганесян, но феномен Саркиса был исключительным. В стране победившего атеизма, люди, не находя других эпитетов, называли его Сурб Саркисом.
...В 1959 г. в страны Латинской Америки вылетает первая советская команда - московский "Спартак". По моему глубокому убеждению, включая Овивяна в эти гастроли, советские спортивные руководители хотели доказать южноамериканцам - в частности, бразильцам, этим кудесникам кожаного мяча, - что у нас тоже есть настоящий бриллиант, Саркис Овивян. Бразильцы были уверены, что это сокровище когда-то тайно вывезли из Рио в СССР...
За весь советский период до февраля 1988 г., когда началось Карабахское движение, армяне только два раза выходили на многотысячную демонстрацию. В 1965 г. 24 апреля, в 50-летие Геноцида, и тремя годами раньше, когда Овивяна забрали в армию, в команду ЦСКА. Это было возмутительно. Как можно было лишить нас национального достояния?! Многие тысячи армян вышли на улицу, требуя вернуть Овивяна. Вне всякого сомнения, подобное происходило в Советском Союзе впервые и осталось в единственном числе.
...МНЕ БЫЛО ВСЕГО 7 ЛЕТ, когда на футбольном небосклоне засверкала ослепительная звезда Саркиса Овивяна. Начиная с таких же маленьких детей, как я, до седовласых стариков буквально всем Сако подарил безвозмездно свой артистизм, свой ярчайший талант. С самого начала у многих тысяч людей, в том числе и у меня, появилось чувство, что мы все в долгу перед ним. Эта мысль не давала мне покоя, и, уже многие годы работая на Армянском телевидении, в 1987 г., спустя ровно 30 лет, как я впервые увидел Саркиса Овивяна, я подготовил о нем фильм. После показа по телевидению сотни людей пожимали мне руку, поздравляли и благодарили. Хотя 1969 год оказался последним в его блестящей карьере, этот фильм взволновал моих соотечественников и дал им возможность еще раз вспомнить волшебное искусство Саркиса. А для меня непреходящим счастьем стало то, что Овивяну фильм очень понравился. Эти воспоминания, размышления не только проявление ностальгии, есть в них и практический аспект.
Неполных 20 лет главная футбольная команда Армении до 19 мая 1971 г., когда открылся архитектурный шедевр - великолепный стадион "Раздан", свои матчи проводила на Республиканском стадионе. За весь этот период на поле выходили где-то около 150 армянских футболистов. Да, были Сергей Затикян, Рафаэл Матевосян, Арутюн Кегеян, Манук Семерджян, Григор Амбарцумян, Вальтер Антонян, Жак Суприкян и другие. Но звезда Саркиса Овивяна светила по-особому на этом небосклоне. Трудно понять намерения и логику властей, решивших назвать Республиканский стадион именем Вазгена Саркисяна.
Это напоминает стиль советского периода. До прихода к власти Брежнева центральный стадион в Киеве носил имя Никиты Хрущева, а в одном из русских городов я прочитал уже совсем анекдотичную вывеску: "Общественные бани N19 имени Надежды Крупской". В столице соседней Грузии два стадиона европейского уровня, и они названы именами великолепных грузинских футболистов: Бориса Пайчадзе и Михаила Месхи. Уже нет поколения, видевшего игру Пайчадзе, уходят аплодировавшие Месхи. Но грузины увековечили своих футбольных кумиров. Уверен, что у них даже не возникала мысль назвать стадионы именами Сталина, Берии, Шеварднадзе, Гамсахурдиа или Саакашвили.
Многие улицы, учреждения названы в честь В. Саркисяна, имеется множество памятников и бюстов. Назвать Республиканский стадион его именем только потому, что он учился в Институте физкультуры, - это нонсенс. Может, сам институт назвать именем В. Саркисяна, если это и спорно, то хотя бы более логично. Было бы справедливо, если бы объект, где Саркис Овивян дарил многим тысячам восторг и счастье, назвать его именем. Если в настоящее время это неосуществимо, то хотя бы на территории стадиона можно установить памятник с мемориальной надписью.
И еще одно предложение. Ежегодно в Испании присуждается приз имени, заметьте, венгра Ференца Пушкаша футболисту, забившему самый красивый гол в чемпионате страны. Уверен, идею учредить подобную награду у нас поддержало бы большинство любителей футбола. Причем этих призов могло быть два: большой - за самый красивый гол национальной сборной, а поменьше - за аналогичный во внутреннем чемпионате.
Почему награда должна носить имя Сако? Да потому, что Саркис Овивян забивал исключительно и только потрясающие голы. Достаточно вспомнить мячи, забитые непосредственно с угловых. Потом уже никто из армянских футболистов не сумел это повторить, да и вряд ли сумеет.
Саркис Овивян однозначно заслужил свое место в истории народа. Вечная ему память и слава.
Мой фильм из серии "Звезды советского спорта" о великом мастере уже доступен на YouTube.
С уважением, Бабкен ГАДАЧИК
"Голос Армении"