Цифры Национальной статистической службы Армении относительно экономической активности в марте – четкое свидетельство того факта, что Армения все еще не вышла из экономического кризиса. После спада на уровне 14.3% в 2009г. (это был второй по уровню крупнейший спад в мире), можно было ожидать, что через два года, когда мировая экономика уже преодолеет кризис, экономика Армении вырастет, по меньшей мере, на 5-6%. Между тем, выясняется, что экономический рост Армении в марте 2011г., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, был нулевым.
Причин того, что страна оказалась в такой ситуации, много, и мы неоднократно говорили об этом. Первая: в 2008-2009 гг. правительство не сумело оценить всю серьезность мирового экономического кризиса для Армении. Вторая: после того, как поняло, что последствия кризиса в Армении неизбежны, не сумело разработать и реализовать надлежащую политику. Третья: огромные финансовые средства, привлеченные спешно, в режиме цейтнота, были использованы неверно. Четвертая: правительство не нашло в себе смелости реализовать структурные изменения, которые были крайне необходимы.
В результате сегодня мы оказались в тяжелой экономической ситуации. Список экономических проблем, возникших перед Арменией, очень длинный. Однако на данный момент, с макроэкономической точки зрения, наиболее актуальным является урегулирование двух из них. Первая проблема: крайне низкий рост в условиях высокой инфляции (согласно последним данным – 11.3%), в результате чего бедность усугубилась. Вторая проблема: дефицит бюджета по четырем показателям. То есть дефицит бюджета в размере 9% ВВП, национальный долг в размере 43% ВВП, отрицательный торговый баланс в размере 23% ВВП, и изо дня в день уменьшающиеся национальные резервы в результате более крупной интервенции с целью сохранения стабильности курса драма.
Две указанные проблемы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому шаги, направленные на решение одной из них, являются также решением другой.
В первую очередь, нужно отказаться от вмешательства в вопрос курса драма, экономя при этом государственные резервные средства. В результате правительству не нужно будет в скором будущем брать дополнительный долг из Международного валютного фонда для сохранения требующегося минимального порога. Нынешняя рыночная стоимость драма, по оценке международных наблюдателей (Международный валютный фонд, Всемирный банк и др.), составляет 425-430 драмов за 1 доллар США. Подобный курс, естественно, повысит конкурентоспособность экспортных товаров из Армении, снизив торговый дефицит в стране. И в результате опасение относительно вероятного роста цен можно будет развеять, упразднив монополии на импортируемые товары первой необходимости.
Обеспечив экономический рост, в среднесрочном плане будет также смягчен вопрос дефицита бюджета, который сегодня довольно высок – около 9%. Этот уровень на сегодняшний день можно удержать, даже увеличить на 2%, с условием, что в дополнение к внутреннему и внешнему финансированию этого дефицита, доходы бюджета будут увеличены на 5%, за счет приведения всех крупных хозяйствующих субъектов в налоговое поле. В результате у нас бы было такое соотношение доходы бюджета - ВВП (22-23%), которое естественно для таких стран, как наша, и которое уже существует в соседних странах. Эта цифра в Армении сегодня составляет 17%.
С этой же логикой можно подойти и к вопросу национального долга. Известно, что соотношение национальный долг – ВВП не должно превышать 50%. В Армении это соотношение составляет 43%, но правительство уже предпринимает меры для приобретения дополнительных 7%. Нельзя повторять прошлые ошибки, и эти 7% следует направить на стимулирование спроса, особенно, в тех отраслях экономики, которые могут привести к многократному максимальному результату в плане развития экономики.
Сегодня в Армении есть еще два финансовых обстоятельства, препятствующих экономическому росту Армении. Первое: чрезвычайно высокие процентные ставки банковских кредитов, которые непривлекательны для инвестиций. Второе: поверхностность финансового вмешательства, что ограничивает возможности источников альтернативного финансирования.
В последние годы, несмотря на усилия правительства, в этих двух вопросах не удалось зафиксировать прогресса. Основная причина заключается в том, что правительство не сумело создать надлежащий механизм, с помощью которого денежно-кредитная политика центрального банка своевременно и эффективно отражалась бы на частной сфере. Проще говоря, уточнения процентных ставок центрального банка не сказываются на процентных ставках коммерческих банков. Кроме того, правительство не сумело создать новые денежные инструменты, которые создали бы источники широкого финансирования для инвесторов.
В результате, можно сказать, что в банковской системе Армении сегодня есть две крайне негативные тенденции. Первая: процентные ставки кредитования вместо снижения со временем все больше растут. Вторая: ипотечные и потребительские кредиты существенно снизились, вместо них выросли ломбардные кредиты. Люди закладывают последнее имущество, чтобы как-то выжить.
Вардан Осканян – экс министр ИД Армении, основатель фонда Civilitas
Статья на армянском языке была опубликована в газете «Аравот».
ARMENIA Today