Амбициозные планы о создании Всеармянского банка появились еще три года назад. Именно тогда, в июне 2008 года, председатель Центрального банка Артур Джавадян в ходе годового собрания Союза банков Армении впервые озвучил основные направления деятельности ожидаемой мощной структуры. Надежды на нее возлагались серьезные, ибо целью Всеармянского банка должно было стать содействие формированию и использованию сильного, конкурентоспособного и основанного на науке потенциала нашего народа.
«Банк создается в рамках концепции «армянского мира», и его деятельность будет нацелена на финансирование конкурентоспособных проектов, разработанных на основе потенциала и знаний как местных армян, так и наших соотечественников, проживающих в разных странах мира»,- пояснил тогда глава ЦБ, добавив, что банк будет также финансировать проекты, содержащие в себе инновационные элементы и реализуемые со стороны членов всеармянской сети в любой стране мира.
Под стать высокому рангу новой структуры были и ее предполагаемые учредители: правительство Армении, авторитетные международные структуры и некоторые представители частного сектора. Причем доля государства в уставном капитале банка, который на то время планировался на уровне 30 млрд драмов, должна была составить как минимум 20%. Структура же органов управления банка, как ожидалось, должна была включить в себя Общее собрание акционеров, Совет и исполнительный орган (директорат). По предварительным оценкам Центробанка, Совет должен был состоять из 9-11 членов, 5 из которых - представители правительства. Все это должно было претвориться в реальность уже к концу 2008 года.
Сразу же после подобных заявлений в местных банковских кругах появились серьезные опасения по поводу того, что новый банк будет руководствоваться коммерческими принципами. Ведь, по словам Джавадяна, в его компетенцию должно было входить осуществление всех банковских операций, за исключением открытия счетов и их обслуживания, а также принятия мелких вкладов. Привлекаться должны были только вклады размером более 100 млн драмов. Кроме того, новый банк был призван осуществлять прямые инвестиции, выдачу кредитов, предоставление гарантий, выпуск облигаций и т.п. Однако, успокоил всех глава ЦБ, конкурировать с другими местными финансовыми структурами Всеармянский банк не будет.
Прощайте, иностранные кредиты
Уложиться в запланированные сроки не удалось. В конце ноября 2008 года правительство только лишь одобрило проект закона «О Всеармянском банке». А далее начался уже «кризисный» 2009 год. Правда, в самом начале года президент Армении Серж Саргсян все же подписал уже принятый парламентом закон, а главный банкир страны не замедлил озвучить новые сроки создания банка - июнь 2009 года. А международной специализированной организации было дано поручение найти кандидатов на пост главы банка. Однако каких-либо значимых событий за этот период так и не произошло.
Нельзя сказать, что об идее создания столь масштабного проекта напрочь забыли. Периодически к этой теме возвращались те или иные чиновники. Так, занимавший в то время пост министра экономики Нерсес Ерицян в мае 2009 года в интервью Business New Europe заявил, что правительство хочет превратить денежные переводы в Армению в капитал и создает для этого банк с филиалами по всему миру. «Представьте, если хотя бы 1% всех армян оформит в новом банке кредитную карточку, это принесет столько денег, что мы сможем позволить себе навсегда распрощаться с кредитами международных финансовых институтов»,- подсчитал доходы банка Ерицян.
Увы и ах, мировой финансово-экономический кризис внес свои коррективы и здесь, сказавшись на платежеспособности нашей диаспоры. Некоторые из ее представителей, по словам г-на Ерицяна, приостановили свои решения об участии в капитале Всеармянского банка, но… «Мы тем не менее уверены, что они вернутся, и мы реализуем наши планы по созданию банка». Но кто знал, что кризис будет столь глубоким и затяжным.
К теме Всеармянского банка вновь вернулись уже в ноябре 2009 года. На этот раз премьер-министр Тигран Саркисян, выступая в парламенте, озвучил новые сроки, уточнив, что банк начнет активную деятельность в 2010 году.
«Мы наняли две авторитетные международные организации, одна из которых разрабатывает для нас бизнес-план Всеармянского банка, а вторая занята вопросом отбора исполнительного директора. В течение декабря эти две организации должны представить нам отчет о проделанной работе»,- пообещал тогда премьер.
Время шло, а банка все не было. Подходил к концу и 2010 год, когда Всеармянский банк вдруг снова оказался в центре внимания. Председатель Центробанка Артур Джавадян на состоявшемся в конце октября минувшего года Всеармянском форуме финансистов и банкиров заявил, что процесс формирования Всеармянского банка практически подошел к концу, и в самое ближайшее время программа по его созданию будет полностью реализована. На тот момент правительство даже приняло решение о предоставлении здания новому банку по адресу: Чаренца, 17, где ранее располагалось Армянское агентство развития.
«В настоящее время идет второй этап создания Всеармянского банка: разрабатывается бизнес-план, после чего будут назначены руководители этого ведомства, которые и представят дальнейшие программы деятельности банка»,- подытожил свою речь г-н Джавадян.
Прозрачный и корректный
Итак, Всеармянский банк должен был наконец-то стать реальностью. Оптимизм в этом плане появился сразу после того, как в декабре прошлого года состоялось первое заседание Совета Всеармянского банка под председательством премьер-министра страны, на котором было принято решение предложить должность исполнительного директора банка Ваграму Нерсисянцу. Спустя несколько дней с ним был уже подписан трудовой договор.
Новоиспеченный исполнительный директор Всеармянского банка тут же созвал пресс-конференцию, пояснив обществу, что руководимая им организация не будет входить в поле деятельности коммерческих банков. Она будет лишь предоставлять кредиты и осуществлять инвестиции в долгосрочные проекты, направленные на развитие Армении. Приоритетными же направлениями деятельности Всеармянского банка будут IT-сфера, здравоохранение, образование и туризм, где значительная доля участия будет приходиться на частный сектор.
Пообещал г-н Нерсисянц также «прозрачную и корректную» деятельность Всеармянского банка, которая исключит какое-либо вмешательство политических и иных сил. Иначе, кстати, никак. Ведь уставной капитал Всеармянского банка составит 100 млн долларов, из которых 20 млн долларов внесет государство, а остальную часть - международные структуры и частный сектор. Так что, как ни крути, над имиджем банка придется серьезно поработать. На все про все оставалось всего лишь несколько месяцев, поскольку, по словам г-на Нерсисянца, Всеармянский банк начнет свою деятельность с 1 мая 2011 года.
Однако у Всеармянского банка на тот момент уже появились критики. Так, экс-премьер-министр Грант Багратян заявил, что банк этот должен быть реструктуризирован в первый Всеармянский инвестиционный банк со статусом инвестиционного фонда. Если же он будет действовать в качестве обычного банка, который регистрируется в ЦБ, и действовать в том нормативном поле, в котором сегодня работают остальные коммерческие банки, то будет только препятствовать их работе. Кроме того, по мнению г на Багратяна, создание банка в нынешнем статусе бессмысленно, тем более, что на его уставной капитал будут направлены немалые средства из госбюджета, что также нецелесообразно в условиях сложной социальной ситуации в стране.
«Если уж правительство решило вкладывать бюджетные средства в банк, то необходимо обеспечить их возвратность с процентами, что нереально, поскольку в действительности банк будет заниматься финансированием ряда неприбыльных проектов»,- уточнил бывший премьер.
Как бы то ни было, дальнейшая судьба Всеармянского банка под вопросом до сих пор. На наш вопрос, состоится ли открытие банка в первых числах мая, внятного ответа получить так и не смогли ни в пресс-службе Центробанка, ни в Фонде национальной конкурентоспособности Армении. Везде пожимают плечами - мол, информации у нас нет.
Попробовали мы также позвонить по номерам телефонов, зарегистрированных по адресу: Чаренца, 17, где должен был уже находиться новый банк. Выяснилось, что Армянское агентство развития оставило за собой эти номера телефонов, поэтому наш разговор состоялся с одной из сотрудниц агентства. Она уточнила, что, по последним сведениям, Всеармянский банк переехал на улицу Мгера Мкртчяна, 9. Позвонили туда. Однако здесь, как ни странно, работает книжный магазин и переезжать никуда не собирается.
На фоне столь густой завесы тайны над Всеармянским банком вспомнились слова г-на Нерсисянца о прозрачности и корректности деятельности новой структуры. И снова появилась интрига: кто же из чиновников на этот раз озвучит сроки начала деятельности «глобального» банка?
Лиана СИРУНЯН, "Собеседник Армении"