Армянские журналисты в уходящем году не страдали от безделья. Продолжающийся в течение года политический "спектакль" время от времени достигал кульминации в виде резонансных отставок.
.
Первый "постреволюционный" год в Армении был интересным для пишущей братии. Ни один месяц не прошел без скандалов и остросюжетных тем. Герои политического спектакля, разворачивающегося на глазах обывателей, были депутаты, министры, бизнесмены, олигархи… Последних теперь называют "крупными собственниками", но не в этом суть. Главное, журналисты в минувшем году не страдали от безделья. Продолжающееся в течение года шоу время от времени достигало апогея в виде резонансных отставок.
Открывает хронологический список отставок 2019 года министр юстиции Артак Зейналян. 7 июня в своем Facebook Зейналян сообщил, что принял решение об уходе с занимаемой должности. По некоторым данным, Зейналяну были не по душе "ударные" темпы судебных реформ. Уходу Зейналяна предшествовал объявленный премьер-министром Николом Пашиняном "веттинг" судей. Впоследствии, конечно, от этого термина отказались, но поговаривали, что глава Минюста тогда попросту не хотел вмешаться в достаточно непонятный процесс. Тем не менее, Зейналян ушел довольно спокойно, без скандалов.
15 августа премьер отправил в отставку двух своих главных советников – Арсена Гаспаряна и Арама Гарибяна. Пашинян снял также своего помощника Мгера Саакяна. Официальных комментариев так и не последовало. А позже Гаспарян в одном из интервью сказал, что освобожден от должности согласно заявлению об увольнении по собственному желанию. Он допускал, что кадровая политика премьер-министра может предусматривать некоторые перестановки.
Пожалуй, самым громким кадровым решением премьера Никола Пашиняна стало снятие Артура Ванецяна с поста директора Службы национальной безопасности 16 сентября. Об отставке сообщил Пашинян на пресс-конференции. Менее чем через час после этого с заявлением выступил Ванецян. Оно было довольно жестким. Ванецян говорил о стихийности решений, принимаемых властями, огульности действий, отсутствии различий между первоочередным и второстепенным.
"Моя отставка пусть будет отрезвляющим шагом: "Остановись". Во всех остальных вариантах победит долг перед родиной", - говорил Ванецян.
Последовали взаимные укоры и обвинения. Пресс-секретарь Пашиняна призвал бывшего теперь главу СНБ не терять достоинство офицера, а позже сам премьер сказал, что подобными заявлениями Ванецян выбросил свои погоны в урну. Бывший директор СНБ в ответ сказал, что время покажет, кто или что окажется в урне.
Этот обмен "любезностями" между Ванецяном и высшим руководством страны дал повод для многочисленных кривотолков и политанализов. Но конкретные причины, по которым пути этих людей разошлись, так и остались тайной за семью печатями.
Спустя два дня после отставки Ванецяна аналогичная участь постигла начальника полиции Валерия Осипяна. И вновь – крайне обтекаемые объяснения. Но с ним сложилась несколько другая ситуация. В тот же день, 18 сентября, Осипян стал главным советником премьера. Впрочем, на новом месте он пробыл недолго - до 8 октября. Не успев поработать и месяц, Осипян ушел с поста.
10 октября с поста был снят губернатор Вайоцдзорской области Трдат Саркисян. Отставке предшествовал скандал с избиением офицера ВС Ара Мхитаряна. В избиении обвиняется ныне уже отставной советник Саркисяна Арутюн Григорян. В результате инцидента Мхитарян в крайне тяжелом состоянии был доставлен в больницу. В его состоянии заметных подвижек нет до сих пор.
К слову, давать однозначных оценок в этой истории крайне сложно, так как были некоторые свидетельства очевидцев о чересчур неподобающем поведении офицера. Поговаривают, что он был пьян и сам «нарвался» на дебош. Как бы то ни было, скандал вынудил Саркисяна уйти в отставку. 10 октября правительство одобрило решение премьера об освобождении губернатора с должности.
Спустя 8 дней после отставки Саркисяна с вещами у выхода оказался председатель Госкомитета кадастра недвижимости Сархат Петросян. Ушел он по своей воле, заявив о "достигающей уровня коррупции" клановости в системе градостроительства. По словам чиновника, все его замечания, наблюдения по тем или иным аспектам градостроительства и недвижимости имели лишь краткосрочный эффект. В тот же день председатель Комитета по градостроительству Ваагн Вермишян сказал, что Петросяном были недовольны в правительстве, и "он был не на своем месте". Словесные перепалки между Петросяном и правительственными чиновниками продолжались еще несколько дней после его отставки.
Замыкает список нашумевших отставок уход Вазгена Манукяна с поста председателя Общественного совета. Чиновники разного ранга часто критиковали деятельность Совета и самого Манукяна. А вице-спикер парламента Ален Симонян сказал однажды, что Общественный совет — это бесполезная структура, и "было бы здорово, если бы Вазген Манукян сам осознал ситуацию и подал в отставку". Манукян "осознал ситуацию" и ушел 13 ноября. По традиции не обошлось без политических оценок.
"У властей была исключительная возможность вести страну по пути развития, сплотить народ вокруг общенациональных проблем и построить более демократичное государство, однако они пошли по другому пути: в нашей стране сформировалась атмосфера недоверия и ненависти, произошел доселе невиданный общественный раскол", - говорил Манукян.
Политик заявил, что пытался несколько раз встретиться с Пашиняном, чтобы найти способы взаимодействия с целью деэскалации напряжения в обществе и предотвращения опасных для страны сценариев, однако встреча так и не состоялась.
Спустя несколько дней Манукян объявил о создании общественно-политического клуба "Вернатун", куда вошли многие недовольные властью бывшие чиновники, эксперты и общественные деятели.
Ашот Сафарян, https://ru.armeniasputnik.am/