2019 год был довольно активным для внешней политики Республики Армения и сопровождался различными взлетами и падениями.
.
Можно сразу уточнить: год был неблагоприятным для одного из основных направлений внешней политики Армении - мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Профессиональные круги, работающие над разрешением конфликта, так и не смогли уточнить, какова позиция Армении в переговорном процессе. Премьер-министр Никол Пашинян играет самую большую роль в этом деле, поскольку его неуравновешенные заявления подрывают позиции армянской стороны в переговорном процессе. И уже в конце года, когда Зограб Мнацаканян и Эльмар Мамедъяров встретились в шестой раз в 2019 году, за этим последовало резкое заявление стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ об устранении искусственных задержек и недопустимости статус-кво.
Премьер-министр, поливающий грязью власти Арцаха и генералов, которые прошли войну и, в то же время, заявляющий что «Арцах - это Армения и точка», «Я не могу вести переговоры от имени Нагорного Карабаха», любую критику отождествляет «с предательством родины» и «очерняет», в то же время заявляет неприемлемую и неперспективную «формулу», а в частности, что «любое решение нагорно-карабахского конфликта должно быть приемлемым для народа Армении, народа Нагорного Карабаха и народа Азербайджана».
Единственным практическим и конкретным шагом вокруг урегулирования конфликта можно считать выступление министра иностранных дел Армении Зограба Мнацаканяна на 26-й министерской конференции ОБСЕ в Братиславе, которое, однако, являлось слабым, неполным и запоздалым. К сожалению, на этот раз Азербайджан сумел добиться определенного прогресса в свою пользу. Однако, Никол Пашинян так и не вспомнил о самоопределении Арцаха. Невозможно предсказать, как будут проходить переговоры по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта в 2020 году, поскольку у нынешних властей нет четкого плана урегулирования нагорно-карабахского конфликта, и в этом случае невозможно ожидать проармянской политики.
2019 год во внешней политике Армении не отмечается успехами и в отношениях с другими государствами.
Отношения со стратегическим союзником Армении Россией никоим образом не ознаменовывались. Очевидная напряженность между двумя странами была ощутимой, когда в Армении активизировались лица, имеющие антироссийскую ориентацию и занимающие политические должности, а также представители сектора НПО. На фоне армяно-российских отношений арест второго президента Армении Роберта Кочаряна вертится как призрак. Пожалуй, следует отметить, что двусторонний меморандум позволил российской стороне получить доступ к биологическим лабораториям, действующим в Армении и финансируемым Соединенными Штатами. Армяно-российские отношения на международной арене также подвергались испытанию, когда армянская делегация в ПАСЕ провела неоднозначное голосование, вызвав различные общественно-политические дискуссии.
Год был насыщен официальными визитами Никола Пашиняна и действующего аппарата в США, но они не оказали существенного влияния на поднятие армяно-американских отношений на новый уровень. Например, в результате визита в несколько сотен тысяч долларов, высокопоставленными лицами США, которые встретились с Николом Пашиняном, были глава штата Калифорнии и член Палаты представителей Демократической партии, один из инициаторов импичмента президента Трампа - Адам Шифф, а премьер-министр Армении ограничился церемониальной фотографией с президентом США Дональдом Трампом в рамках очередного заседания Генеральной Ассамблеи ООН.
Единственным значимым событием стало принятие Конгрессом США резолюции о признании и осуждении Геноцида армян, где, в частности, нынешние власти сыграли минимальную роль.
2019 год для ЕАЭС, под председательством Армении, был очень активным. С Сингапуром было заключено соглашение об экономическом сотрудничестве и свободной торговле, а также соглашение с Ираном о зоне свободной торговли.
В 2019 году соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве Армении и ЕС было ратифицировано также 15 государствами-членами ЕС.
Несмотря на официальный визит в начале года, беспрецедентного прогресса в армяно-китайских отношениях, особенно в экономической сфере, зафиксировано не было.
Подводя итоги внешней политики Армении 2019 года, можно констатировать, что жизненно важным для Армении вопросом остается мирное урегулирование Нагорно-карабахского конфликта, которое не сулит хороших перспектив.
Мелине Айрапетян, https://antifake.am/