Первое в новом году судебное заседание по делу "1 марта" продлилось менее двух часов и ознаменовалось очередным скандалом. В частности, несдержанностью и неприкрытой агрессией по отношению к адвокатам подсудимых со стороны потерпевших и их сторонников.
ВПРОЧЕМ, К ЭТОМУ УЖЕ НЕ ПРИВЫКАТЬ: весь процесс по данному делу сопровождается подобными инцидентами, порой откровенным хамством по отношению к представителям защиты. К сожалению, до сих пор на сей счет не последовало должной реакции со стороны суда, судебных распорядителей и полицейских. Судьи все больше отделываются "предупреждениями" в отношении нарушителей, а полицейские и распорядители, как правило, стоят в сторонке, скромно опустив глаза и молча слушают выкрики и оскорбления в адрес адвокатов.
Прежде чем перейти к сегодняшнему заседанию, вкратце напомним, что обвиняемыми по выделенному в отдельное производство делу о событиях 1 марта 2008 года проходят второй президент РА Роберт Кочарян, экс-начальник Генштаба ВС РА, бывший генеральный секретарь ОДКБ Юрий Хачатуров, экс-министр обороны РА Сейран Оганян и бывший вице-премьер РА Армен Геворкян. Юрий Хачатуров и Сейран Оганян обвиняются в свержении конституционного строя, Роберт Кочарян - в свержении конституционного строя и получении взятки в особо крупных размерах, а Армен Геворкян - в пособничестве в свержении конституционного строя, получении взятки в особо крупном размере и легализации доходов, полученных незаконным путем. Изо всех перечисленных под стражей находится только Роберт Кочарян, который, как и остальные подсудимые, присутствовал на сегодняшнем заседании.
Как известно, судебный процесс был прерван в начале декабря из-за неожиданного решения - видимо, переутомившейся судьи Анны Данибекян - уйти в отпуск, и возобновился он 9 января. В начале заседания в процесс была вовлечена переводчица с армянского на русский язык Армине Минасян (для Юрия Хачатурова), которую судья должным образом предупредила об уголовной ответственности за неверный перевод. Далее А. Данибекян сообщила о новом ходатайстве о ее самоотводе со стороны адвоката Р. Кочаряна А. Алумяна. Также выяснилось, что у адвоката Ю. Хачатурова М. Погосяна сегодня другое неотложное судебное заседание. На заседании отсутствовал один из адвокатов потерпевших, Тигран Егорян.
ВЫСЛУШАВ МНЕНИЕ СТОРОН, было принято решение не откладывать слушание. Адвокат Сейрана Оганяна Карен Межлумян продолжил представлять ходатайство о прекращении уголовного преследования в отношении своего подзащитного, начатое на прошлом заседании. Адвокат сделал упор на законодательные изменения, имевшие место в то время. А именно: предъявление обвинения по статье, которой не существовало в УК РА в момент совершения "преступления" 1 марта 2008 года, именно по причине чего в 2009 году по ходатайству той же Генпрокуратуры было прекращено уголовное преследование и сняты обвинения с одного из организаторов и исполнителей событий 1 марта, Алика Арзуманяна, и других. Закон обратной силы не имеет, в случае изменения статьи закон применяется в пользу подсудимого, направлен на смягчение, и это относится к деянию, произошедшему до принятия закона. То есть ужесточать обвинение противозаконно, речь исключительно о смягчении, что и было исполнено "в деле семерых".
Представитель потерпевшей стороны Седа Сафарян прервала коллегу репликами с места. Она упрекнула судью в том, что позволяет адвокату представлять доводы во второй раз. А. Данибекян отклонила возражения и дослушала ходатайство.
Следом за К. Межлумяном с аналогичным ходатайством о прекращении уголовного производства по статье 300.1 УК РА выступил адвокат Юрия Хачатурова Мигран Погосян. Он подчеркнул, что в период предполагаемого деяния Хачатуров занимал должность начальника ереванского гарнизона. По словам адвоката, абсолютно непонятно, какое вообще имеет отношение подзащитный к сформулированному обвинению: "Неясны ни действия, ни бездействие, непонятно, в чем, собственно, обвиняется Юрий Хачатуров. Предполагаемое неясное действие или бездействие произошло в промежуток с февраля по март 2008 г. Как отметил мой коллега, закон обратного действия, ухудшающего состояние, не имеет", - напомнил адвокат, сославшись как на отечественное законодательство, так и на международное. "Никто не может обвиняться в том, что на момент совершения не считалось преступлением", - добавил М. Погосян.
Еще раз поднялся Карен Межлумян, проведя сравнение с "делом семерых", в отношении которых статью 300.1 сочли неприменимой именно из-за того, что она предполагала обратное действие. "Представьте, что кража 5 тысяч драмов больше не считается кражей. И не важно, украдены они из кармана или чьего-то огорода. По факту это разные вещи - карман и огород, но закон их рассматривает одинаково. Здесь то же самое", - отметил адвокат, вновь добавив, что в том деле вопрос был разрешен в пользу подсудимых, а в этом - все наоборот. А прокуратура каждый раз пытается высказать свое несогласие с подобными доводами защиты.
НЕ ПРОМОЛЧАЛИ ПРЕДСТАВИТЕЛИ обвинения и на сей раз. В частности, выразили свое недовольство тем, что адвокаты представляют ходатайства по одному и тому же вопросу и суд по отдельности слушает их, на что уходит много времени.
Затем слово перешло к правопреемникам потерпевших. Один из них умудрился заявить о недопустимости сравнения самого Алика Арзуманяна, который боролся во имя народа, с теми, кто сегодня на скамье подсудимых. Судья поначалу остановила этот некорректный, далекий от норм юриспруденции поток рассуждений. Но избежать инцидента тем не менее не удалось.
Высказывания представителей потерпевших, явно выходившие за рамки дозволенного в суде, возмутили адвокатов. Возникла полемика, в ходе которой адвокаты заявили, что в их адрес прозвучали угрозы. По словам Айка Алумяна, речь шла о выражении одного из представителей потерпевшей стороны: "Отзывайтесь с уважением о 1 марта, а то сами окажетесь…" и еще: "Остальное я скажу на улице". Что именно было сказано, и пытались уточнить возмущенные адвокаты. Тут встал прокурор Геворг Багдасарян, который выразил судье протест, заявив, что заседание превращается в разборку. Между тем напряжение переместилось в зал, судья тщетно пыталась восстановить порядок.
Тут-то А. Данибекян и вспомнила о ходатайстве адвоката Миграна Погосяна о переносе заседания. Судья поспешно вынесла решение о завершении заседания и быстро удалилась.
Что именно из слов правопреемников потерпевших осталось недослышанным, очевидно, станет ясно после ознакомления адвокатов с записью заседания. Тогда и будут сделаны выводы. А следующее заседание состоится 14 января в 13 часов. Терпения и выдержки всем.
Лана Мшецян, "Голос Армении"