Танер Акчам - турецкий историк и социолог, сотрудник Центра исследований Холокоста и геноцида в Университете Миннесоты, автор ряда значимых работ по истории современной Турции, в частности, книги "Позорное деяние. Геноцид армян и вопрос турецкой ответственности" (вышла во Франции в 2008 году). В новом исследовании - "Приказы убивать. Армения, 1915 год" - он устанавливает подлинность телеграмм, в которых с 1915 по 1917 годы высшие османские власти отдавали распоряжение о депортации и уничтожении армян (число жертв оценивается в 1,5 миллиона). Его публикация стала настоящим событием при том, что данный вопрос до сих пор остается запретным в Турции Эрдогана. В интервью газете "Фигаро" Танер Акчам рассказывает о новой книге.
- Какую цель вы преследовали с выходом новой книги о Геноциде армян?
- Еще до этой работы Геноцид армян был утвердившимся фактом не только в научных кругах, но и во всем международном сообществе. Многие публикации продемонстрировали стремление османских властей устроить геноцид. Как бы то ни было, сменявшие друг друга турецкие правительства неизменно отрицали его. Поэтому моя книга нацелена в первую очередь на опровержение аргументов тех, кто отрицает Геноцид.
- Какой была реакция на выход книги в Турции в 2016 году?
- Ее хорошо приняли историки и прогрессивные СМИ. Отрицающие геноцид круги предпочли хранить молчание. Оспорить мои заключения осмелился лишь сайт Центра евразийских исследований, у которого есть связи с правительством. Тем не менее эти нападки были плохо аргументированы.
- В каком плане ваше исследование позволило добиться прогресса в изучении Геноцида?
- Аргументы противников по большей части опираются на мысль о том, что у нас недостаточно прямых источников: никто якобы не нашел ни одного османского документа, который явно указывал бы на стремление османского правительства устроить Геноцид в тот момент, когда оно начало депортировать армян. Отталкиваясь от этого, они признают факты грабежей или даже убийств колонн депортированных, но отрицают, что все это соответствовало планам правительства.
Они утверждают, что, наоборот, делали все, чтобы предотвратить эти зверства, которые якобы происходили в далеких горных регионах, где у властей не было полного контроля. Кроме того, они объясняют факты гибели большого числа армян от голода, жажды, болезней и тяжелых погодных условий трудностями военного времени, а не преднамеренной политикой. "Приказ уничтожить" отметает все эти утверждения. Книга рассказывает о существовании прямых приказов об уничтожении и подтверждает их подлинность.
- Она, кстати, регулярно оспаривается…
- Подконтрольное правительству Турецкое историческое общество выпустило в 1983 году книгу по Армянскому вопросу, в которой содержится 12 утверждений, призванных опровергнуть подлинность предполагаемых телеграмм османского министра внутренних дел Талаата-паши. Я развенчиваю все эти теории. Главный из аргументов говорит о том, что османское правительство не пользовалось системами шифрования с 2-3 цифрами, а только с 4-5. Я опубликовал несколько телеграмм, в которых применяется шифрование с 2-3 цифрами, и продемонстрировал, что османское правительство одновременно использовало сразу несколько систем. Разные ведомства пользовались разными системами, так что за один период времени правительство могло применять шифрование с 2, 3, 4 и 5 цифрами. В использовании этих систем нет четкого разделения по времени.
- Как вы думаете, сможет ли диссидентское течение историков, к которому вы принадлежите, разрушить сложившееся в Анкаре на государственном уровне отрицание Геноцида?
- Думаю, нет. Власть, может, несколько и изменит риторику, но никогда не откажется от отрицания. Это не имеет ничего общего с академической работой. Отрицание - это политика, идеология, которая пустила глубокие корни в государственном аппарате. В таком плане его можно сравнить с существовавшим в ЮАР режимом апартеида. Апартеид можно было разрушить лишь с помощью размеренного и грамотного опровержения расовых теорий.
Отрицание может быть побеждено только в политическом плане, и в этой связи такую борьбу следует рассматривать как часть более широкой борьбы за демократизацию Турции. Только смена режима в стране может повлечь за собой изменение официальной риторики. Мои заключения помогут тем, кто сражается за демократическую Турцию. Они станут новым оружием в их арсенале.
- 12 декабря 2019 года Конгресс США признал Геноцид армян и подчеркнул необходимость борьбы с его отрицанием. Что вы об этом думаете?
- Это историческое решение, какими бы ни были его мотивы. Это окончание одной эпохи и начало новой. Я вижу в этом моральную победу не только армянского, но и турецкого народа, хотя на данном этапе тому может быть трудно это принять. Разумеется, уже сейчас или даже в ближайшем будущем этого ждать не стоит. Но данное решение продвинет борьбу турок и курдов за права человека и демократию в Турции.
Кстати говоря, американское признание Геноцида отличается от французского и немецкого в том плане, что решение Конгресса США может иметь юридические последствия и способствовать началу судебных процедур в отношении Турции. Армянские истцы могут взять на вооружение тяжбы вокруг Холокоста. Те, кто сейчас участвует в этой борьбе, обладают большим нравственным и юридическим влиянием.
- Судить историю - удел парламентов?
- Природа принятого ими решения отличается от исторических исследований. Не думаю, что борьба армян за политическое признание Геноцида действительно играет роль в представлении событий 1915-1917 года, пусть даже в общественном обсуждении нередко смешиваются два этих фактора. Моя книга стремится как можно точнее установить факты, а не основывается на политической риторике. В свою очередь кампания с целью получения постановлений национальных парламентов вписывается в рамки политической борьбы армян (и других заинтересованных сторон) против погрязшего в отрицании турецкого режима, и эта борьба совершенно легитимна. Этот инструмент призван создать давление для признания данного исторического факта.
Мы, разумеется, можем обсуждать наиболее эффективные методы достижения цели, но я пока еще не видел разумных альтернатив. Как иначе следует поступать армянам? Какой еще рычаг у них есть? Главная сложность в том, чтобы найти другие способы давления на Турцию на международной арене. Такие усилия должны предприниматься в соответствии с внутренней борьбой за демократизацию страны. Только гармоничное сочетание внутренней и внешней борьбы может положить конец отрицанию в Турции, как это было в ЮАР после апартеида.
Неумолимое доказательство
"Приказы убивать" - это детальное исследование подлинности телеграмм правительства младотурок (так называлось османское революционное движение, которое находилось у власти в Турции с 1908 по 1918 годы) с приказами о депортации и уничтожении армян в Османской империи во время Первой мировой войны. Книга представляет собой впечатляющую научную работу, результаты которой оставят после себя долгий след.
За многие годы Танер Акчам исколесил три континента в поисках правды об официальных документах, которые на протяжении вот уже века критикуются или опровергаются турецкими властями. Сравнивая архивные материалы, которые давно были в распоряжении ученых, с теми, что были рассекречены после 2010 года, он разрушает одну за другой опоры официальной лжи турецкого государства. Его анализ шифрования, бумаги, чернил, печатей и подписей на документах говорит о существовании четкого плана маршей смерти (1,5 миллиона жертв).
Эта работа об организации преступления высшими инстанциями османского государства проливает свет на бюрократизацию планов по истреблению народа и представляет все доказательства. Суровый ответ на царящее до сих пор в Анкаре отрицание.
Гаидз МИНАСЯН, Le Monde, Франция, ИноСМИ