Употребление алкоголя героями различных кинофильмов — это отдельная проблема для всей наркологической отрасли, борющейся с явлением алкоголизма в обществе. Непреднамеренно, то есть без злого умысла, режиссёры и сценаристы романтизируют распитие спиртных напитков, а точнее говоря те последствия, к которым якобы может привести пьянство.
Насмотревшись фильмов, в которых алкоголь поэтизируется, среднестатистический обыватель начинает гораздо более толерантно относится к спиртному, больше не отказывая себе в рюмочке после рабочего дня, и не пытаясь уговорить на кодирование от алкоголизма кого-то из своих близких, явно злоупотребляющих пивом, вином или водкой.
Существует три основных устоявшихся художественных приёма, которые широко применяются в кинематографии, непроизвольно пропагандируя распитие алкогольных напитков.
Выпил — и нашёл своё счастье!
Суть этого художественного приёма очень проста: главный герой сначала напивается до потери сознательности, потом впутывается в какие-то приключения-происшествия, и в результате находит любовь всей своей жизни.
На этом сюжетном шаблоне построена значительная доля западных молодёжных комедий, но можно привести и более близкий всем пример: телефильм работы Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Добрая, романтическая и всеми горячо любимая история несёт в себе скрытый подтекст: если бы Евгений Лукашин не напился до поросячьего визга, а его друзья не перепутали Москву с Ленинградом потому, что тоже были пьяны, то он бы никогда не встретил Надю и не познал радость настоящей любви.
Конечно, «Ирония судьбы» не призывает к пьянству, ведь Лукашин был «вообще не пьющий», но сама мысль о том, что спиртное может подарить истинное счастье, всё равно проникает к зрителю в голову. Так рождается та самая терпимость к алкоголю, итогом которой становится привыкание, зависимость, а после и регулярная потребность заказывать вывод из запоя на дому потому, что человек в очередной раз нашёл своё «счастье» на дне стакана.
Напейся — и стань героем!
Ещё один киношный шаблон состоит в том, что главный герой напивается и благодаря этому совершает какой-то подвиг. Наиболее ярким примером такого режиссёрского приёма является известная гонконгская трилогия «Пьяный мастер» с Джеки Чаном, где Вон Фэйхун побеждает мерзкого злодея по прозвищу Молниеносная Нога именно благодаря выпивке.
Взрослые зрители отнеслись к этой комедии с иронией, а вот для отдельных подростков стиль «восьми пьяных святых» стал предметом подражания — слишком уж харизматичным оказался герой Джеки Чана.
Алкоголики — лучшие представители общества!
Это один из самых любимых кинематографических приёмов: главный герой истории пропащий пьяница, но его человеческие качества настолько замечательны, что для многих трезвенников он мог бы быть достойным примером подражания.
«Покидая Лас-Вегас» (1995), «Экипаж» (2012), «Друг» (1987) — этот список может получиться очень длинным. Главная проблема таких кинокартин в том, что они искажают образ истинного алкоголика — неряшливого, агрессивного, интеллектуально деградировавшего, разорвавшего контакты с социумом и помышляющего только о новой порции спиртного. Там, где впору повесить большой лозунг «Настоятельно рекомендуем вызвать нарколога на дом», кинематограф мягко нашёптывает «Присмотрись, этот человек — лучший представитель прогнившего общества, ему просто не предоставился шанс себя проявить».
Результатом подобного искажения реальности становится то, что спивающегося человека перестают воспринимать как больного и нуждающегося в медицинской помощи. Наоборот, таких людей начинают оценивать как нормальных, просто иногда выпивающих, в результате чего в реабилитационные центры подобные пациенты попадают только на последних стадиях алкоголизма
Пьянство — не пример для подражания
Кто-то может возразить, что в кинофильмах показывают вовсе не убеждённых алкоголиков, а так называемых «культурно пьющих» лиц, которые всегда знают свою меру. Вот только все пациенты наркологических клиник тоже когда-то были «культурно пьющими» и тоже знали свою норму...а потом потеряли её и попросту спились.
Грань между «употреблением» и «злоупотреблением» необычайно тонка, и перейти её можно запросто, а вот вернуться будет гораздо сложнее. Именно поэтому старый советский лозунг «Трезвость — норма жизни!» продолжает оставаться актуальным и сегодня потому, что алкоголь по-прежнему калечит судьбы и отнимает жизни также, как делал это 100 и даже 1000 лет назад.