Такое количество протестов было вполне ожидаемо, они еще долго будут продолжаться, и придет момент, когда протестующие по разным поводам объединятся вокруг общей повестки, считает политолог Степан Даниелян.
.
"Акции протестов по различным причинам в порядке вещей, если рассматривать вопрос в логике смены власти. Ведь было заявлено о прямой демократии, однако ее механизмов не создано. Также было заявлено, что дверь правительства - это дверь народа, вот народ и приходит сюда для решения своих проблем. В этом смысле правительство не должно жаловаться: все происходит в рамках задекларированных ею же принципов", - заявил он в интервью сайту Yerevan.Today, комментируя ознаменовавшееся активизацией протестных акций начало 2020 года.
Коснувшись опубликованной в газете "Айкакан жаманак" статьи о попытке организации госпереворота экс-директором СНБ Артуром Ванецяном, политолог прежде всего обращает внимание на то, что публикация появилась в газете, принадлежащей семье премьер-министра.
"Следует предполагать, что за этим должны последовать действия: если информация не подтвердится и правоохранительные органы по ее следам не возбудят дела, то это будет выглядеть весьма странно и означать, что у нас очень несерьезная власть. Потому что данная статья опубликована не в случайной газете. Это какая-то уличная власть, которая не понимает, что такое власть, какова ее ответственность, что значит нести ответственность за свои слова. С другой стороны, если этого не делается, думаю, господин Ванецян должен обратиться в суд, потому что его скомпрометировали. Люди должны знать, что за каждое свое слово, заявление, особенно если они занимают государственные посты, будут нести ответственность", - говорит Даниелян.
Кстати, в том же русле ответственности за собственные слова он рассматривает заявление Никола Пашиняна на заседании правительства о телеканалах, вместо логотипов которых, по словам премьера, можно написать "Коррупция" или "Коррупция групп". Если премьер обвиняет в коррупции, то важно, чтобы после этого было возбуждено дело и доказано, отмечает политолог, добавляя: "Если этого сделано не будет, то станет очередным безответственным заявлением".
По его словам, чуть ли не с первых дней прихода к власти ее представители говорят о том, что пресса работает против них, что пресса – их основной враг и что этот вопрос нуждается в решении. С другой стороны, даже Общественное телевидение, которое полностью подконтрольно власти, представляет из себя лишь пустоту. "То есть вам, пришедшим к власти и объявившим революции во всех сферах, сказать об этих революциях нечего, вы не можете организовать общественные обсуждения и боитесь организовать открытый эфир. Значит, вас во многих случаях правильно критикуют, а во многих – неправильно. Они реально боятся и выражают этот страх", - полагает эксперт.
Степан Даниелян также считает излишней активность членов семьи премьера. По его словам, они не только не должны быть настолько активны, но и семья и власть должны быть отделены друг от друга. По мнению политолога, семья премьера не должна также заниматься благотворительностью, обращаясь к бизнесменам, потому что в этом есть коррупционные риски. "В любой нормальной стране это имело бы последствия. Политическая активность семьи главы правительства – это новое негативное слово в Армении. И в будущем, когда власть сменится, нельзя позволить, чтобы эта практика продолжилась", - отмечает он.
Комментируя фейсбуковскую активность самого премьер-министра, в публикациях которого информация не всегда соответствует действительности, Даниелян призвал прежде всего вспомнить, с какими заявлениями пришел к власти Никол Пашинян. А именно: он пришел для того, чтобы реализовать институциональные изменения, сформировать новую политическую систему, новую систему ценностей, усовершенствовать механизмы госуправления.
"Прошло почти 2 года, но никаких существенных системных изменений не произошло, никаких фундаментальных законопроектов не принято. И весь процесс – от смены власти по сей день – основан на пиар-кампаниях, воздействии на общественность. Даже "Гражданский договор", став партией власти, не смог институционализироваться, нет инициированных партией общественных обсуждений. Куда же делась демократичность этой власти? Говорить по несколько раз в день о брошенных на улице окурках, туалетах и тому подобном, что тоже важно, не затрагивая при этом важнейшие вопросы, означает, что основой власти является не система управления, не политика, а работа над общественным мнением, над человеческими инстинктам, а также люди с примитивным мышлением, с инстинктами которых возможно работать", - подчеркивает политолог.
По его словам, долгое время это удавалось, но теперь уже нет, и земля уходит из-под ног власти. "Осознавая это, Пашинян делает еще больше подобных заявлений, и здесь, на мой взгляд, уже присутствует фактор страха. Потому что, если не считать этих людей, в остатке по сути нет политических органов. СНБ, Полиция, армия, бизнесмены – все они с большим недоверием относятся к Пашиняну. И неслучайно, что сторонники Никола Пашиняна всегда действуют против государственных институтов – армии, СНБ, Полиции.
А заявление премьера о саботаже госаппарата… Поиск врагов в разных местах говорит о том, что эта система, которой непонятна проводимая сегодня политика, не является основой действующей власти. Единственной основой власти являются группы людей, значительная часть которых - формирующие общественное мнение фейки, а также публикации Пашиняна в соцсетях с целью диктовать повестку. Воздействие всего этого со временем будет уменьшаться, потому что управление государством – это прежде всего разработка политики, чего сегодня не делается. Более того, большинство депутатов фракции "Мой шаг", появляясь в эфире, каждый раз демонстрируют свою безграмотность, их высказывания становятся поводом для скандала, и многие граждане уже начинают понимать, кому они доверили свою судьбу, учитывая, что это страна с парламентской системой управления", - говорит Степан Даниелян.
Коснувшись судебной системы, политолог заметил, что до 2018-го она подчинялась исполнительной власти, и сегодня значительная ее часть подчиняется действующей власти. Но и прежде, и сейчас были самостоятельные, независимые судьи, отмечает Даниелян, добавляя: разница лишь в том, что теперь давление на них оказывается публично. По его словам, идет процесс приручения этого небольшого количества самостоятельных судей. В том числе - членов КС, которые по объективным причинам сегодня стали независимыми.
"Эта власть не терпит даже естественным образом ставший независимым Конституционный суд, что говорит о тоталитарном мышлении Никола Пашиняна", - подчеркнул политолог.
Подтвержденную пресс-службой правительства информацию о том, что приговоренный к пожизненному заключению по делу "27 октября" Наири Унанян направил письмо премьер-министру Николу Пашиняну, Даниелян назвал последним "патроном" для воздействия на общественное мнение.
"Целых 2 года до смены власти, да и еще с 90-х оппозиция всегда работала на негативе, ассоциируя власть в глазах общественности с ворами и коррупционерами. Используя этот негатив, была осуществлена смена власти, которую многие, в том числе я, приветствовали, ожидая серьезных изменений. Сейчас мы видим, что негатив продолжается. То есть целью удержания власти является не хорошая работа, а концентрация на негативе. Люди видят, что дело "1 марта" рассыпается и раскрывается многое другое. Кстати, Манвел Григорян – очень важный свидетель в этом деле, мы все знаем, какие ожидания от "Еркрапа" были у команды Левона Тер-Петросяна. В связи с этим есть много интересных историй, которые пока не преданы огласке, но которые должны быть представлены в суде.
Мы слышим разговоры о грабеже, но пока что, за более чем полтора года, ни один судебный процесс не завершился. И теперь остался последний "аргумент" - дело "27 октября". Больной человек с психическими проблемами, который более 20 лет сидит в одиночной камере. Понятно, что лишенный всякой надежды заключенный готов сказать все, что угодно, если ему пообещают свободу. Это работа над последним негативом – для концентрации внимания общественности и привлечения этого внимания к себе", - заключает Степан Даниелян.
"Голос Армении"