Иран становится серьезной проблемой в отношениях между европейскими странами и их главным союзником – США. Сложившаяся ситуация – это не вина, а беда европейцев.
.
Разнонаправленный вектор в международной политике в течение последних лет совершенно себя не оправдывает. Современные цивилизационные проблемы требуют от главных политических игроков четкости позиций. Все труднее лавировать между интересами держав, которые не скрывают существующих между ними противоречий. К примеру, как США и Иран.
Пришел и все напортил
На данном этапе американо-иранского противостояния европейским лидерам приходится маневрировать так, как никогда прежде. Причиной тому стал Трамп – человек достаточно бескомпромиссный и умеющий, при необходимости, надавить на любого, даже самого близкого, союзника? Или же фундамент, на котором в свое время был построен Евросоюз, оказался настолько шатким, что жестких противостояний он попросту не выдерживает? Как бы то ни было, интересы европейцев в отношениях с Ираном серьезно пострадали из-за позиции США.
Помнится, сколько радости и позитива было в комментариях европейцев, когда в 2015 году удалось заключить "ядерную сделку", по которому Тегеран отказывался от всяких ядерных разработок и программ, а Запад снимал все санкции с иранского государства. Французы, немцы и британцы уже подсчитывали барыши от совместных проектов, инвестиций, продажи современных технологий, самолетов, автомобилей, станков, медицинского оборудования.
А потом к власти в США пришел Дональд Трамп и, как говорится, все напортил. Вдруг оказалось, что его предшественник Барак Обама попросту ошибся в своих расчетах и не учел научных, а также промышленных успехов Ирана.
Оказалось, что "ядерное соглашение" с Ираном нужно полностью переделать и внести в него некоторые пункты касательно баллистических разработок. Европейцы отказались поддержать позицию Соединенных Штатов, и Трамп, хлопнув дверью, вывел свою страну из сделки и вновь взялся за старое.
Американский лидер с удвоенной силой начал "топить" экономику, банковский и финансовый секторы Ирана, перекрыл "нефтяной кран", благодаря которому Иран держался "на плаву" даже во времена санкций. Да и сами ограничительные меры, введенные Трампом, стали намного жестче.
Американцы "прикрыли лавочку"
Европейцы, возмущенные самодурством союзника, стали искать способы для противодействия. Финансовые ведомства европейских государств-участников "ядерной сделки" с Ираном, откровенно "изобретали велосипед" – механизм, который мог бы позволить проводить финансовые операции в обход санкций США.
Шуму было много, а толку, как говорится, с гулькин нос, поскольку весь процесс создания механизма находился в поле зрения американцев. США наблюдали и молчали, и лишь в конце, когда механизм должен был заработать, просто "прикрыли лавочку".
Между тем, финансовый механизм разрешал совершать операции, которые Ирану не очень-то и нужны были: с его помощью можно было приобрести немного продовольствия, медикаментов. Все это Тегеран и без того мог прикупить на "сером" рынке.
А в вопросе новейших технологий или станков европейцы вновь "обломались". Хотя изначально было понятно, что без согласия американцев механизм не заработает. Вашингтон же не собирался давать "добро": не для того он накалял ситуацию с санкциями, все время ужесточая их, чтобы на финише разрешить европейским корпорациям спокойно торговать с иранскими бизнесменами (не говоря уж о самом государстве).
В итоге вышло так, что Вашингтон сумел поставить своих европейских союзников перед достаточно жестким выбором. США уже открыто требуют у подписантов иранской "ядерной сделки" – Британии, Германии и Франции – присоединиться к санкциям в полном объеме. И возможности для маневра у европейцев не остается. Последний "звоночек" – угроза Трампа увеличить до 25% пошлины на автомобили, поставляемые из Европы на американский рынок. Для европейских автопроизводителей это смерти подобно.
Израиль хочет, чтобы европейцы перестали "играть в бирюльки"
Трамп готовился к этому шагу давно: успел "поцапаться" и с китайцами, и со своими производителями, которые закрывали свои цеха и заводы на территории США, перебрасывая сборку в Китай. Заставил их вернуться, сумел практически с нуля возродить американское автомобильное производство.
Только после этого он перешел в "наступление" на европейском направлении.
При этом Трамп не выдвигает ультиматума, это не в его стиле. Он даже в открытую не связывает позицию европейцев по Ирану с темой таможенных пошлин. Американский лидер попросту дает своим европейским коллегам "повод для раздумья", и все.
Тем не менее, США, как и их ближайший союзник (и "кровник" Ирана) – Израиль, в последнее время не раз говорили о том, что европейцам давно пора прекратить "играть в бирюльки" и подключиться к санкциям против Ирана.
Даже накануне прибывший в Иерусалим президент Франции Эммануэль Макрон услышал это (то ли требование, то ли пожелание) от хозяина дома – израильского премьера Биньямина Нетаньяху. Это же было сказано и всем остальным европейским гостям.
Вот пусть и думают после этого лидеры государств-участников "ядерной сделки", стоит ли идти на принцип и продолжать бороться за "ядерное соглашение", потеряв при этом американский автомобильный рынок? Кажется, европейцы уже сдались и выбрали второе – они топят "ядерную сделку", планируя направить в Совбез ООН дело о нарушении Ираном условий Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД).
Как на это отреагируют Тегеран и Вашингтон? В случае с США про европейцев можно сказать лишь одно: "коготок увяз – всей птичке пропасть". Уже понятно, что европейские лидеры откровенно "хоронят" СВПД. И дальше будут делать все, что им надиктуют из-за океана.
А что Иран? А он, видимо, "назло врагу" вернется к своим ядерным разработкам.
Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения