29 января в парижском L'Hôtel du Collectionneur состоится традиционный ужин Координационного совета армянских организаций Франции. Как сообщил сопредседатель совета Мурад Папазян, в мероприятии примет участие и выступит президент Франции Эммануэль Макрон. Почетным гостем будет известный турецкий историк Танер Акчам. СМИ отмечают, что обычно на ежегодном мероприятии присутствуют также мэр Парижа, члены правительства, парламентарии, высокопоставленные представители государственных и местных органов власти, руководители французско-армянских организаций и духовенства.
В ПРОШЛОМ ГОДУ ИМЕННО на традиционном ужине Эммануэль Макрон объявил о провозглашении 24 апреля Национальным днем памяти жертв Геноцида армян, что было его обещанием армянской общине в ходе предвыборной кампании. Нынешнее мероприятие, скорее всего, будет не столь бравурным: за прошедший год у армян накопилось немало вопросов к президенту Франции. Прежде всего связанных с явным изменением отношения и политики руководства страны в вопросе Арцаха. Наиболее наглядно эти изменения проявились целым рядом судебных вердиктов, отменивших достигнутые ранее соглашения о дружбе и сотрудничестве арцахских городов с французскими.
В течение всего прошлого года французские муниципальные суды один за другим принимали решения об отмене договоров, подписанных местными органами власти двух стран и предусматривавшими активное сотрудничество в области культуры, образования, спорта и гуманитарных программ. Эксперты выражали тогда практическую уверенность в том, что вердикты носят политизированный характер, поскольку ранее позиция руководства Франции в данном вопросе была совершенно иной. В частности, на уровне министра иностранных дел было четко заявлено, что местные органы самоуправления полномочны заключать такого рода соглашения, а власти позитивно оценивают подобное сотрудничество.
Процесс принял настолько опасный характер, а его политическая ангажированность стала настолько явной, что МИД Арцаха вынужден был выступить с заявлением, в котором назвал судебные решения "неверным политическим сигналом Азербайджану, который интерпретирует вердикт французского суда в качестве поддержки своей политики по изоляции Арцаха". В комментарии отмечалось также, что это может "бросить тень на позицию Франции как нейтрального посредника в процессе урегулирования".
Мэры ряда городов Франции выразили несогласие с вердиктами и публично осудили "противоречивые действия национальных властей Франции". Так, глава Валанса Николя Дарагон выступил с заявлением, в котором говорилось: "Несколько месяцев назад (имелось в виду выступление Макрона на армянском ужине 2019 года – М.Г.) президент Французской Республики заверил наших сограждан армянского происхождения в том, что программы, преследующие гуманитарные или образовательные цели, не будут подвергаться преследованию. Одновременно судебное преследование множится, посылая четкие мессиджи воинствующему Азербайджану. Выбирая между вековой дружбой и сиюминутными экономическими интересами в пользу последних, правительство Франции нарушает свою традиционную позицию сбалансированного и нравственного подхода. Это подход, который Франция проявила в отношении стремящихся к свободе народов".
МОЖНО УВЕРЕННО ПРЕДПОЛОЖИТЬ, что на предстоящем ужине представители армянской общины поставят перед Эммануэлем Макроном вопрос о том, почему он не сдержал своего обещания относительно гуманитарных и образовательных программ. Ведь именно такой характер носили все заключенные соглашения, в которых не было ни грамма политического контента. Макрон должен разъяснить причины фактического отказа от позиции, полностью соответствующей имиджу Франции как демократического государства, приверженного общечеловеческим и гуманитарным принципам и ценностям. Тем более, что подобные действия однозначно означают неприкрытое содействие преступной политике Азербайджана по изоляции Арцаха.
Подчеркнем: внешняя политика Франции исключительно дело ее правительства и президента. Если они желают интенсифицировать сотрудничество с авторитарным государством – это внутреннее дело Парижа. Но недвусмысленная поддержка авторитарного режима Баку в ущерб армяно-французским отношениям и интересам Арцаха не может не восприниматься как пособничество в нарушении основополагающих прав человека и ряда международных конвенций, не ставящих никаких различий между гражданами признанных и непризнанных государств.
Еще один факт в конце октября прошлого года вызвал серьезные вопросы: нападение на парижский офис журнала Nouvelles d'Armenie. Редактор издания, являющийся также сопредседателем Координационного совета армянских организаций, Ара Торанян, связал эту атаку со своим участием в митингах против турецкой агрессии в Сирии. Другой сотрудник издания журналист Ален Саркисян прямо назвал нападение делом рук турок и отметил странное совпадение: за день до этого, 18 октября, был взломан сайт премьер-министра Армении. Добавим: в этот же день был принят последний к тому времени судебный вердикт, отменивший соглашение с арцахским городом.
Понятно, что акты насилия против СМИ происходят в каждой стране. Однако за 3 прошедших месяца каких-либо сообщений о раскрытии дела не последовало. Можно ли предполагать, что в отсутствии результатов расследования также просматривается турецкий след?
ЕСЛИ ДОБАВИТЬ К УКАЗАННЫМ ФАКТАМ неоднократные сообщения в течение года о том, что Франция может продать оружие Азербайджану, а также ряд иных, не столь существенных обстоятельств, следует уверенно констатировать, что разговор с президентом Макроном 29 января предстоит достаточно серьезный. Но лучшей возможности для армян Франции понять и разобраться в том, что произошло в армяно-французских отношениях за прошедший год, о чем свидетельствуют эти изменения и каковы тенденции, скорее всего не будет.
В конце концов, Эммануэль Макрон должен честно ответить на вопрос о политическом выборе Парижа. С кем намерена дальше сближаться и идти вперед Франция? С Азербайджаном - наследником виновной в Геноциде начала ХХ века Османской империи или с армянским народом, столь блистательно отметившимся во Франции на протяжении целого столетия и всегда считавшим эту страну своим верным другом и соратником в борьбе за европейские цивилизационные ценности? С диктаторским государством, повинным в Геноциде армян конца XX века, или с маленькой армянской республикой Арцах, кровью завоевавшей столь ценимую французами свободу, являющейся к тому же бастионом христианской цивилизации и общечеловеческих ценностей?
Марина Григорян, "Голос Армении"