Есть места, осененные особым благословением Бога и Истории, даже если сегодня это одна из стройплощадок города. На пересечении Трифоновской улицы с Олимпийским проспектом в Москве возводится уникальный объект - Армянский кафедральный собор.
В духовном смысле можно сказать, что новый храм - Армянский кафедральный собор - рождается на перекрестке трех дорог, трех исторических традиций. Один вектор указывает на Эчмиадзин - священный центр всех армян мира. Второй - на Иерусалим, где рождалась у Гроба Господня древнейшая христианская община. Третий - московский, сливающий в единой перспективе веру и надежду наших народов.
Армянская Апостольская Церковь является одной из древних. Памятники армянского христианства восходят к III-IV вв. Армения - одна из первых, а из ныне существующих - первая, то есть старшая страна, где христианство стало государственной религией. Ровесником древнего армянского христианства является и патриарший город Эчмиадзин с его уникальными святынями. Одна из них, ставшая символом армянской нации и государственности, - фрагмент легендарного Ноева ковчега. Вторая священная реликвия - копье Лонгина Сотника - того центуриона, который пробил копьем ребра распятого Спасителя.
Древние узы связывают армян и их веру с Иерусалимом. Копье Лонгина - его называют еще Копьем судьбы - не случайно оказалось в сокровищнице Эчмиадзина. Есть предание, что туда принес его сам Лонгин, ставший христианином и впоследствии принявший мученическую смерть за свою проповедь.
И в христианском Иерусалиме армянская община по праву считается одной из самых ранних. Храм Гроба Господня - главная святыня христианской Церкви, и древнейшей частью его, как установлено археологами, является Часовня Вартана - принадлежавшая армянам подземная часовня на месте каменоломни, откуда добывали камень для строительства храма.
На Елеоне в часовне обретения Главы Иоанна Крестителя сохранилась византийская мозаика с армянской надписью (IV в.). Здесь с особым чувством переживаются страницы древней хроники, повествующей устами историка V в. Мовсеса Хоренаци: "Абгар же, прибыв в свой город Эдессу, заключил союз с Аретом, царем патрийцев, и послал ему помощь через некоего Хосрана Арцруни для ведения войны с Иродом... И вспыхнула война, в которой при помощи армянских храбрецов войскам Ирода было нанесено тяжелое поражение; как будто провидению Божию было угодно воздать за смерть Иоанна Крестителя"...
Многообразны связи Армении и России. Историки знают о присутствии армян в древнем Киеве, об участии армянских мастеров в белокаменном строительстве Владимира при князе Андрее Боголюбском (XII в.). Один из приделов Покровского собора (Храма Василия Блаженного), северо-западный, самый близкий к Спасской башне, посвящен Григорию Просветителю, крестившему Армению. Программа посвящения отдельных башен-церквей собора принадлежала Ивану Грозному и возглавлявшему тогда Русскую Церковь Святому Митрополиту Макарию. Этой осенью, кстати, исполнилось 450 лет со дня освящения Покровского собора.
Армянское поселение в Москве концентрировалось в районе нынешнего Армянского переулка. В XIX веке там был основан армянскими благотворителями - братьями Лазаревыми Лазаревский институт восточных языков, из которого вышли многие российские востоковеды.
Связи Русской Православной и Армянской Апостольской церквей стали особенно активными после вхождения единоверной Армении в состав Российской империи. Спасение армян от турецкого и персидского геноцида сохранилось в благодарной памяти потомков. Одним из первых подвигов русских солдат в Закавказье стала защита Эчмиадзина и его святынь. В Первую мировую войну, памятную для армян Геноцидом 1915 года, русские войска вновь взяли на себя освобождение армянского народа от турецкого гнета и террора. К сожалению, революционные события в России привели к тому, что результаты русских побед на Закавказском фронте были утрачены и большая часть Армении вместе со священным Араратом и воспетым Пушкиным Арзрумом остались в пределах Турции.
В Великой Отечественной войне, к 65-летию Победы в которой готовится Москва, великое братство армянского и русского народов было спаяно кровью, пролитой на фронте.
...Наше время стало эпохой возрождения Церкви и духовности как в России, так и в Армении. Вековые наработки истории, жажда возвращения к истокам, энергия созидания нового будущего - все счастливо сошлось здесь, по соседству с проспектом Мира, в масштабном проекте, имеющем в определенном смысле мировое значение.
В 1996 году по адресу: Трифоновская ул., вл.24, при поддержке Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был выделен земельный участок для строительства храма и резиденции Патриаршего экзарха - Главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви. Через год прошел открытый архитектурный конкурс. Епархиальным советом была разработана и утверждена концепция. В силу ряда обстоятельств церемония освящения фундамента комплекса с участием мэра Москвы Ю.М.Лужкова состоялась только спустя десять лет.
Сегодня оригинальность и величественность сооружения налицо, можно сказать, объект выходит на финишную прямую. В ноябре над часовней был воздвигнут крест, чин освящения провел Верховный Патриарх и Католикос Всех Армян Гарегин Второй. Епископ Езрас Нерсисян, глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии, говорит о том, что рядом с храмом и часовней будут просветительский центр (музей, школа, библиотека, зал для мероприятий), административная часть (трапезный зал, гостиница), резиденция главы епархии и даже подземный паркинг. Строительство комплекса осуществляется за счет добровольных пожертвований.
Российские армяне по праву могут гордиться тем, что этот духовный центр - крупнейший за пределами Армении. Учитывая историческую разделенность армянского народа, может быть, московский проект послужит достойным примером для других диаспор в мире.
Лидия КАЛИНИНА
"Московская перспектива", декабрь 2009г.
Фото Максима СЕВРЮГИНА