“Я хочу, чтобы мы научились петь хором, вместе. Если мы этому научимся, мы все вместе построим эту страну”, - говорил в одном из многочисленных интервью народный артист СССР Сос Саркисян. В прошлом году ему исполнилось бы 90. Но с нами уже нет патриарха армянской сцены, и не только сцены – того, кто был не просто большим артистом, но того, кто как сейчас мало кто или почти никто понимал роль и предназначение интеллигента, его образа и слова.
ЮБИЛЕЙ СОСА САРКИСЯНА, приходящий на сентябрь, начали отмечать еще с лета. Сначала в рамках Театрального Лори в Степанаване. Затем был замечательно теплый вечер в театре-доме, им созданном и носящем его имя, – в “Амазгаине”. Заключительный аккорд прозвучал со сцены Национального Академического театра им. Сундукяна уже под конец уходящего года…
Что нового можно сказать о Сосе Саркисяне? Пожалуй, что ничего. Он сам сделал, создал и даже сказал так много – высказался для всех и за всех. Но “календарный повод” не просто заставил слову Соса Саркисяна прозвучать еще раз.
Кто сказал, что свято место пусто не бывает? Бывает, еще как бывает! По крайней мере, пустота места, возникшая с уходом Соса Саркисяна, все очевиднее с каждым днем. Места Интеллигента и Интеллигенции в обществе. Звучит пафосно, но никуда не денешься. А между тем интеллигентской преемственности как-то обидно не наблюдается, люди, которых прежде называли властителями душ и дум и которые способны настаивать и отстаивать какие-то высшие, имманентные основы человеческого бытия, как-то не обнаруживаются, и это до слез обидно.
“Все что происходит в моей стране, касается меня лично. Это я, наверное, унаследовал от Туманяна. Туманян мог написать в десять раз больше, чем написал. Но он был занят, занят беженцами, больными, сирыми - всеми, кто в нем нуждался. Видимо, независимо от себя, я унаследовал это туманяновское качество. Я детеныш Туманяна. Меня касается все в жизни моей страны - хорошее, плохое, прекрасное, уродливое,” - говорил о себе Сос Саркисян.
Его действительно касалось все. Ему до всего было дело. Он высказывался яростно или иронически, но всегда с артистическим темпераментом, по поводу искажений, заполонивших родной язык, уничтожения рыбы в Севане, места и значения театра и, шире, искусства в обществе и вырубки деревьев…
В БОЛЬШИХ И ТОТАЛИТАРНЫХ ИМПЕРИЯХ - а именно в такой он сформировался - человека так сильно принуждают быть хорошим, что он отвыкает думать сам. В результате стоит наступить свободе, и он тает на глазах, как известный персонаж Эдгара По. Сос Саркисян не отвык. Он вместе со всеми нами пережил одну революцию и знал, слишком хорошо знал, что вместе со Свободой приходит свобода априорно циничного и презрительного отношения к любым ”бывшим” ценностям. И в этой сомнительной свободе люди вроде Соса Саркисяна - с врожденной порядочностью и врожденным здравым смыслом, с благоприобретенным владением культурой и знанием – на вес золота. Они и должны предостеречь от главного соблазна этой свободы – относительности всех истин, издевательского всеотрицания.
Сос Саркисян всей душой протестовал против интеллектуальных спекулянтов, посягавших на здоровые основы бытия – на право младших уважать старших, на право людей не быть гомосексуалистами, не ненавидеть друг друга и доносительствовать на ближнего, не руководствоваться в жизни принципом “мало того, чтобы гора упала с плеч, главное – чтобы она придавила соседа”… Эти простые ценности никак нельзя обосновать, они постулируются, а не доказуются. Вроде бытия Божия. Есть вещи, которые суть наших конвенций с миром, и нарушение этих конвенций ни к чему хорошему не ведет. Для Соса Саркисяна это было высшим знанием. И его голос – не потому, что это штучный голос большого актера, а потому, что это голос вынужденного носителя здравого смысла и здоровых смыслов - мог бы перекрыть какофонию теоретиков небытия, интеллектуальных спекулянтов, деконструкторов, методолгов, пиарщиков, политологов, борцов и всех прочих манипуляторов общественным сознанием.
Соса Саркисяна уже нет с нами. Но остались многочисленные записи и его книги – в его время артисты еще умели писать хорошие книги - и потребность в его слове, в слове таких людей, как Сос Арташесович Саркисян, все острее с каждым днем. Так что, можно позволить себе большую цитату из его “Ностальгии”.
“ВАЖНО ТО, КАКИМИ МЫ ПРЕДСТАЕМ перед миром, и какими сами себя видим… Возможно, мы не умеем показать себя миру именно потому, что наши представления о самих себе искалечены, извращены, плохи. В какие-то времена, в трудные времена - а тяжелых, практически безысходных времен на долю нашего народа выпадало слишком много - мы становились свидетелями недостойных проявлений и деяний, и таким восприняли свой образ - малоприятный образ армянина. И началась цепь нашего самобичевания. Теория крепла, стала неизлечимой болезнью, и мы заражали ею друг друга из поколения в поколение. Но время от времени, в мирные дни, выпадающие на нашу долю, мы задаемся вопросом - тогда как же случилось, что мы еще есть? Древние и великие народы давно сошли со сцены истории, а мы – есть. Слава Богу, есть! Мы не находим прямого ответа на этот вопрос. Я его тоже не знаю. Но я знаю другое.., и это вывод и итог всей моей жизни.
Знаю, что в семи случаях из десяти мы чтим своих мать и отца. В семи случаях из десяти мы готовы ради здоровья, счастья своих детей пойти на несказанные жертвы. В семи случаях и десяти семья для нас святыня. В семи случаях из десяти мы преданные, никогда не предающие друзья – обязательно поддержим в трудную минуту, не бросим в беде. В семи случаях из десяти мы стремимся к знанию… В семи случаях из десяти мы трудолюбивы, в нас есть потребность красоты, и мы умеем ее ценить. В семи случаях из десяти мы справедливы и правдивы… В семи случаях из десяти мы наивны, нас легко обмануть, сбить с пути словом, всего лишь словом, потому что сказанное слово для нас – золото. И не раз, поверив этому слову, мы становились жертвой своей доверчивости. В семи случаях из десяти мы готовы простить – даже турок, будь они хоть немного людьми. В семи случаях из десяти в трудную минуту нам удается, повинуясь какому-то могучему инстинкту, объединяться и любить свою родину самой преданной любовью. В общем, у нашего народа есть несокрушимость духа - армянская нация не теряет своего мужества и не потеряет никогда.
Так значит, почему мы есть? Мы есть потому, что никакой другой народ столько не говорит друг другу “джан”, не говорит друг другу “возьму твою боль”. Никакой другой народ не говорит волу “усид матах” и не называет его братом. Так значит, давайте не будем клясть сами себя и закомплексовываться. Наоборот - давайте гордиться тем, что мы – есть! Ведь значит мы – это мы! И мы – не плохие, это я знаю точно. Так значит – усид матах, армянин, паши, сей и неси своей стране процветание!”. Может, стоит прислушаться к слову Артиста и Интеллигента – с большой буквы!
Сона Мелоян, "Голос Армении"