style="text-align: justify;">
Похоже, за время зимнего простоя у парламентариев скопилось слишком много энергии. Негативной в том числе. Это стало очевидно в первый же на этой сессии час политических заявлений. Вообще напряжение среди представленных в парламенте политических сил возрастает. И если раньше страсти неприкрыто бушевали в основном лишь в отношениях членов "Наследия" и "Баргавач Айастан", не упускавших возможности вставить шпильку в адрес друг друга, то теперь к этому противостоянию прибавились еще РПА и АРФД. Лишь представителям "Оринац еркир" все еще удается оставаться в стороне от перепалок, они предпочитают невмешательство.
Традиционная провокация
Неприглядная ситуация, в которой оказалась армянская делегация в ПАСЕ, спроецировалась на армянский парламент – в традиционный час политических заявлений. И опять зачинщицей переполоха стала Заруи Постанджян, не изменившая своему стилю и выступившая с парламентской трибуны в духе левоновского конгресса.
В своих обычных формулировках она заявила, что права и свободы граждан Армении попираются властями, а те, кто борется против них, объявляются врагами, но народ не сломлен, борьба будет продолжена и т.п. Разумеется, она не преминула выказать неуважительное отношение к спикеру НС, но главное свое заявление она сделала от имени всего армянского народа, что возмутило представителей парламентского большинства, и члены РПА - и стар, и млад - ринулись в бой. Окрики Аракела Мовсисяна (более известного под кличкой Шмайс) сойти с трибуны и уйти домой, требование Вазгена Караханяна, Эдуарда Шармазанова, Карена Авакяна, Сукиаса Аветисяна проявлять уважение к оппонентам, не говорить от имени армянского народа… Словом, очередная провокация "наследников" удалась: произошедшую перепалку и последовавшие далее выступления даже с огромной натяжкой нельзя назвать цивилизованной политической дискуссией.
Сукиас Аветисян посоветовал своим коллегам не реагировать на выступления членов фракции "Наследие" и тем более Заруи Постанджян. Последней же посоветовал не озвучивать в зале НС высказывания ее заграничных заказчиков. По словам С.Аветисяна, учитывая принадлежность З.Постанджян к слабому полу, он не стал бы реагировать. Но если женщина может свистеть на площади, то от нее можно ожидать чего угодно, в том числе и в Совете Европы. "Подобные женщины бросают тень на образ армянской женщины", - заявил республиканец. А вот Эдуард Шармазанов и вовсе без обиняков заявил, что будь она мужчиной, то разговор был бы иной. Назвав таких деятелей политическими шантажистами и авантюристами, он отметил, что привычка жаловаться на Армению по внутри- и внешнеполитическим вопросам становится традицией и что "политические деятели, жалующиеся на свою родину, страдают болезнью души".
По словам Армена Мартиросяна, власти начали преподносить уроки терпимости и развязали против "Наследия" очередную истерию. "Что является антигосударственной деятельностью – убийство людей в центре Еревана или требование раскрыть эти убийства? Исход из страны миллиона людей, разочарованных царящей несправедливостью, или борьба с этим явлением? Борьба за признание Геноцида или признание протоколов?" - вопрошал он, назвав всех, кто не с ними, волками в овечьей шкуре.
У АРФД есть справка от ПАСЕ
Очень приятная картина, сыронизировал Ваан Ованнисян, приступив к своему заявлению. "События последних дней показали всем "уникальность" Армении в абсолютно новом ракурсе, - заявил руководитель фракции АРФ "Дашнакцутюн". - Вполне нормально, когда в стране в переходный период допускают утечку внутренних споров, когда оппозиция ставит под сомнение легитимность власти".
Но уникальность Армении заключается, по его словам, в том, что часть оппозиции попыталась в международных структурах поставить под сомнение легитимность другой части оппозиции. Напомним, что Заруи Постанджян подняла на сессии ПАСЕ вопрос о том, что АРФД является мнимой оппозицией, и организовала сбор подписей. "Такого вообще никогда не было, чтобы в Совете Европы или в другой международной инстанции был поставлен на голосование вопрос, кто является оппозицией в данной стране. Вы хотели путем голосования узнать, кто в Армении оппозиция, вот и узнали", - заявил он. Кстати, заметим, в кулуарах НС весьма популярна шутка: обычно справки приносят из жэка, а "Дашнакцутюн" справку о том, что является оппозицией, принесла из ПАСЕ.
А если серьезно, то это явление, по словам депутата, не приносит чести Армении, но показывает, как глубока болезнь, с чем, конечно, трудно не согласиться. "Кто является реальной оппозицией, решает наш народ, а не международные структуры, это не их дело, - заявил В.Ованнисян. - Нас совершенно не волнует, кого они в нашей стране любят, а кого нет. Кого любят, мы знаем, кого не любят и почему – тоже знаем. Использование подобных методов в национальной борьбе – это серьезный удар по нашему авторитету, мы, конечно, и не такие удары видели, переживем, ничего страшного. Но как бы то ни было, случившееся должно послужить уроком для всех тех, кто пытается решить внутренние проблемы путем внешнего давления на нашу страну".
Необходимо, но недостаточно
Во втором и окончательном чтении парламент принял изменение в закон "О Контрольной палате".
Авторы инициативы С.Никоян и А.Шахбазян исправили законодательный пробел, позволявший виновным в распылении, неэффективном использовании или растрате государственных средств отделываться легким испугом, вернув в казну деньги. Парламент своим решением обязал отныне Контрольную палату в случае возникших в ходе проверок подозрений на уголовно наказуемое деяние направлять составленные протоколы и текущие отчеты в прокуратуру.
Отметим, что С.Никоян согласился с мнением А.Бахшян о том, что это необходимый, но недостаточный для искоренения существующих проблем шаг . По мнению А Бахшян, это вопрос политической воли. С.Никоян же считает, что необходимо отслеживать ход дел, направленных КП в прокуратуру.
Аревик ЧИЛИНГАРЯН, "Голос Армении"