Как в парламенте выбирали судей Конституционного суда? Кто есть кто в КС и почему оппозиция решила “умыть руки”? Кто виноват в распространении коронавируса в Армении? Домашние заготовки главы МОНКС или что стоит за интерпелляцией ПСА? Почему второй за месяц депутат правящего блока “Мой шаг” решил сложить мандат?VERELQ представляет наиболее интересные события уходящей парламентской недели.
Насильники vs трансгендеры = "нормальный политический диспут"
Безусловно, самым резонансным событием минувшей четрехдневки стали обсуждения интерпелляции оппозиционной фракции “Светлая Армения”, требующей отставки министра образования, науки, культуры и спорта Араика Арутюняна.
Обе стороны - как ПСА, так и сам министр, пришли на обсуждения с “домашними заготовками”. В случае ПСА этой заготовкой стал самодельный плакат с изображением Арутюняна и надписью “Сделай шаг – смело уходи!”. Однако с заготовкой возникла проблема - сотрудники аппарата Национального Собрания не позволили депутату ПСА Ани Самсонян внести в зал и установить плакат у своего рабочего места. Депутат поспешила пожаловаться спикеру, напомнив, что плакат - “не является ни взрывчатым веществом, ни колющим и режущим предметом”, а посему вреда никому не нанесет. Спикер пообещал решить проблему и к обсуждению интерпелляции ПСА разрешили внести и установить плакат.
“Заминочка” возникла и с домашней заготовкой главы МОНКС Араика Арутюняна. Министр представил депутатам реформы сферы, ответил на их вопросы, но по окончанию процедуры “вопросов-ответов” посетовал на то, что по линии новых стандартов образования вопросов задано не было. “Жаль, а я готовился”, - отметил он, добавив, что мог многое сказать по этому вопросу и опровергнуть распространяемую некоторыми силами ложную информацию.
Однако возможность представить “домашние заготовки” невольно предоставила министру член фракции ППА Наира Зограбян, объявившая о присоединении ППА к требованию об отставке и обвинившая министра в провинциализме и начале “крестового похода” против арменоведческих предметов.
В ответ на критику Арутюнян затронул-таки тему новых стандартов образования, но сделал это довольно оригинальным способом. “Эти новые стандарты приучат группу котайкцев уважать других, контролировать собственные гормоны, уважать церковь. И более никогда на территории церкви не будет случая применения сексуального насилия в отношении иностранок”, - заявил он, намекая на факт привлечения к ответственности лидера ППА Гагика Царукяна за изнасилование и грабеж в конце 70-х гг.
Фраза министра спровоцировала шум в зале, депутаты ППА стали в знак протеста стучать по столам, представители ПСА подняли плакат с призывом к министру подать в отставку. А вот спикер парламента Арарат Мирзоян призвал депутатов к спокойствию и сохранению порядка, назвав происходящее “нормальным политическим диспутом”.
На следующий день предложенный ПСА проект решения об обращении к премьер-министру Армении с предложением рассмотреть целесообразность пребывания Араика Арутюняна на посту министра образования, науки, культуры и спорта был отклонен парламентским большинством.
Однако начатый главой МОНКС “нормальный политический диспут” продолжился. ППА обвинили Арутюняна в сотрудничестве с трансгендерами. Так, член ППА Ивета Тоноян заявила, что "Процветающая Армения" считает неприемлемым сделанное накануне заключительное заявление и считает его грубым нарушением этических норм, заявила она.
“Мы подтверждаем, что считаем нецелесообразным пребывание Араика Арутюняна на посту главы МОНКС”, - заявила она. Депутат добавила, что Арутюнян знаменит тем, что в период пребывания на должности министра обсуждал “с трансгендерами различные вопросы”, а также решил ликвидировать предмет “История армянской Церкви”.
“Желтый билет” или вспомним о прошлом…
Диспут в стиле “сам дурак” продолжился и в социальной сети Facebook. Премьер-министр Армении Никол Пашинян на своей страничке отметил: "Трудно не согласиться с министром ОНКС. Сначала приглашаешь иностранок в церковь. Затем, будучи сержантом полиции, на территории церкви занимаешься групповым изнасилованием и грабишь гостей. Потом занимаешься защитой национальных ценностей и национальной идентичности. Воистину, эти шаги направлены на благо нации. Их надо однозначно поддержать".
Лидер ППА Гагик Царукян в ответ намекнул на психические проблемы Пашиняна. «Думаю, настало время, чтобы в Конституции было четко прописано, что люди с серьезными проблемами психического здоровья не должны иметь права занимать высокие политические должности, так как это ставит под угрозу безопасность граждан страны», - отмечено в заявлении.
Заявление лидера ППА “подхватили” в правящем блоке. В частности, депутат фракции “Мой шаг” Кристине Погосян отметила, что ранее выступала с законодательной инициативой о проверке психического здоровья депутатов, однако тогда в ППА негативно отнеслись к инициативе, и она решила ее отозвать. Сейчас же, с учетом заявлений Царукяна и смены позиции ППА, возможно, следует вернуть в повестку этот законопроект, - задалась вопросом депутат.
Между тем, по данным газеты «Иратес» ПСА инициировала в парламенте процесс обсуждения интерпелляции по поручению премьер-министра и с цель организовать политические «брожения». «Говорят, что в ближайшее время будут выдвинуты также требования о других отставках, поскольку Никол Пашинян реструктурирует свою команду», - отмечается в публикации.
Мандат взамен за спокойствие
По данным газеты «Жоговурд» правящая сила требует сложения мандатов ряда членов ППА, среди них сам лидер ППА Гагик Царукян, а также члены фракции Эдуард Бабаян, Давид Манукян, Вардан Гукасян, Геворк Петросян, Наира Зограбян. В случае с Наирой Зограбян власти готовы пойти на определенные уступки с условием, что она откажется от должности главы постоянной комиссии по общественным вопросам и правам человека. Однако лидер ППА отклонил все предложения. Члены ППА категорически опровергают данную информацию.
Еще один депутат правящего блока “Мой шаг” заявил о сложении мандата
Между тем, заявления о сложении мандатов звучат пока исключительно из правящей фракции. За этот месяц второй депутат заявляет об уходе из сферы законотворчества.
Так, к концу недели депутат от фракции правящего блока «Мой шаг» Армен Памбухчян подал заявление о сложении мандата. Сам Памбухчян объяснил свое решение намерением продолжить работу в исполнительной власти. Об этом он написал на своей страничке в социальной сети Facebook.
Бомба замедленного действия
Ну а началась первая четырехдневка осенней сессии парламента Армении с самого обсуждаемого последние месяцы события – избрания судей КС. Это стало завершающим этапом длительного процесса разрешения ситуации в КС, которую власти страны расценили, как конституционный кризис.
Для решения проблемы КС парламент Армении принял поправки к Конституции. В частности, были внесены корректировки в переходные положения Основного закона, в результате чего 3 членов КС лишились своих должностей.
Оппозиция оспаривалась законность и целесообразность принятия внесенных в переходные положения поправок, и соответственно усомнилась в правомерности процесса избрания выдвинутых кандидатов. Обе оппозиционные фракции – “Процветающая Армения” и “Светлая Армения”, заявили о том, что не намерены принимать участия в избрании судей КС.
“Наша фракция приняла решение о том, что не примет участия в избрании членов Конституционного суда, поскольку был нарушен ряд процедур”, - заявила член ППА Наира Зограбян. Она сочла сложившуюся ситуацию существенным регрессом в демократии.
Член фракции “Светлая Армения” Тарон Симонян заявил, что избрание судей КС является продолжением противоправного процесс, в условиях которого были приняты поправки к Основному закону. «Каким бы ни было желание проголосовать в пользу того или иного кандидата, у меня нет подобной возможности», - заявил он.
В ответ представители правящего блока “Мой шаг” обвинили оппозицию в желании сохранить “старую судебную систему”. “Философия ППА и ПСА сводится к тому, что ничего делать не надо. У них может быть свое объяснение этой позиции, но я лично считаю, что им выгодна старая судебная система. Почему так происходит, я не знаю. Могу лишь сказать, что для нас эта позиция неприемлема, потому что сохранение нелегитимного и несправедливого статуса-кво неприемлемо”, - заявил член фракции “Мой шаг” Рубен Рубинян.
Невзирая на диспут и наличие оговорок по той или иной кандидатуре, парламентское большинство единолично избрало всех трех кандидатов, тем самым взяв на себя ответственность за весь процесс. Ранее при рассмотрении конституционных поправок фракция правящего блока также единолично обеспечила их принятие.
За кандидата Общего судебного Совета Ерванда Хундкаряна проголосовало 84 депутата, против выступили двое, два бюллетеня были признаны недействительными.
За выдвинутого президентом Артура Вагаршяна, несмотря на критику и холодный прием, правящая сила отдала 86 голосов, против выступит 1 депутат, 1 бюллетень признан недействительным.
За кандидата правительства Эдгара Шатиряна выступили 85 депутатов, против – 3, недействительных бюллетеней не было.
Взяточник, марионетка и конформист: Кто есть кто?
Обсуждения кандидатур проходили довольно напряженно. Невзирая на решение не принимать участие в избрании судей КС, оппозиция принимала активное участие в обсуждениях кандидатур.
В каждого из трех кандидатов была своя т.н. “ахиллесова пята”. В случае с Ервандом Хундкаряном – это был вопрос его участия в качестве судьи экономического суда в деле о телеканале А1+.
Эдгар Шатирян был избран парламентом в качестве члена Комиссии по предупреждению коррупции, однако после того, как не был избран председателем КПК, он подал в отставку.
Кандидатура Артура Вагаршяна уже рассматривалась парламентом и была отклонена, однако президент вновь выдвинул его в качестве кандидата в судьи КС, что многие расценили, как нарушение законодательства.
Каждому из тех кандидатов пришлось дать разъяснения по ряду вопросов, в том числе и объяснить свою позицию по каждому из указанных случаев.
Ерванд Хундкарян отметил, что сам ни в каких коррупционных схемах замешан не был, давления на него никто не оказывал. Он посоветовал ознакомиться с содержанием вердикта Европейского суда, добавив, что к судебному процессу у ЕСЧП претензий не было, никаких нарушений в судебном производстве выявлено не было.
“Моя отставка с поста члена Комиссии по предотвращению коррупции никак не связана с неизбранием на пост председателя этой структуры”, - заявил Эдгар Шатирян. “Одна из причин отставки – несоответствие сложившихся реалий командной работе и профессионализму”, - заявил он, попросив не рассматривать вопрос отставки в контексте межличностных отношений.
“Выдвижение моей кандидатуры в члены КС не является нарушением, поскольку не является повторным”, - заявил Артур Вагаршян. “Начатый в прошлом году процесс избрания члена КС был реализован несколькими этапами и уже считается завершенным. Сейчас я претендую не на это место члена КС, а на место члена КС, которое стало вакантным вследствие иных процессов и обстоятельств”, - заявил он.
После избрания судей независимый депутат Арман Бабаджанян выступил с резким заявлением, назвав избрание судей бомбой замедленного действия и поражением революции. “На смену марионеткам бывших властей придут преподаватель-взяточник, марионеточный судья и безликий конформист. Я поздравляю парламентское большинство”. – заявил он.
Оппозиция в ответе за все?
Еще одним “жарким” обсуждением стало рассмотрение вопроса о составе сформированной силой закона следственной комиссии по изучению эффективности мероприятий, осуществленных правительством Армении и комендатурой по предотвращению распространения коронавируса, смягчению и ликвидации последствий пандемии, а также правомерности ограничений прав и основных свобод человека в период действия ЧП.
С подачи вице-спикера парламента Лены Назарян обсуждение состава комиссии переросло в изучение вопроса о том, какова вина оппозиции в распространении коронавируса.
“Изучит ли следственная комиссия также противоречивые действия и заявления оппозиции в период пандемии коронавируса”, - поинтересовалась она. По ее оценкам, заявления оппозиции были не только противоречивы, но и дезориентировали общественность. Вице-спикер пообещала передать комиссии все те материалы, о действиях оппозиции, которые есть в ее распоряжении.
Депутаты правящего блока предлагали отсрочить формирование комиссии, указывая на то обстоятельство, что пандемия не преодолена и возможна следующая волна, в связи чем после завершения пандемии оценка действий правительства могла быть более объективной.
Далее члены фракции “Мой шаг” стали указывать на неправильность расчетов в вопросе распределения мест в комиссии. Указывая на выход некоторых членов ППА из состава фракции, они настаивали на сокращении квоты ППА в пользу правящего блока.
Невзирая на диспут, правящая фракция заявила о намерении “не препятствовать” началу работы комиссии. Правящий блок проголосовал за утверждение решения НС о составе комиссии в той форме, в которой было представлено решение. 7 мест в комиссии будет предоставлено правящей фракции “Мой шаг”, 3 места – ППА, 2 - ПСА. Комиссию возглавит член ПСА Аркадий Хачатрян.
В ходе правительственного часа в парламенте, премьер-министр Никол Пашинян счел формирование комиссии позитивным шагом. Он отметил, что никакой информации о распространении коронавируса правительство от общественности не скрывало, принятую на вооружение стратегию борьбы с инфекцией он считает правильной и эффективной. Тем не менее Пашинян подчеркнул, что "лишний раз перепроверить не помешает".
Нана Ваграмян, https://verelq.am/