«Базовые принципы [урегулирования карабахского конфликта – ИАА «Де-факто»] состоят из трех принципов Хельсинского заключительного акта и 6 элементов. К сожалению, то, что на сегодня известно об этих элементах, не вполне соответствуют вышеуказанным принципам», – заявил сегодня экс-спикер парламента Армении, действующий депутат НС Тигран Торосян в ходе онлайн-конференции, организованной Сетью журналистов Кавказа.
По словам Т. Торосяна, посредники, конечно, имеют свои интересы, и влияние этих интересов на формулировку шести элементов очевидно. «Самый большой недостаток переговоров – это отклонение от вышеназванных принципов и вышеназванных норм», – считает армянский депутат.
На его взгляд, необходимо, чтобы результаты переговоров соответствовали нормам международного права, а не интересам Азербайджана или Армении. «Это было бы возможно, если бы сопредседатели Минской группы четко и ясно ответили на следующий вопрос: какие вопросы должны решаться в соответствии с принципом территориальной целостности, а какие вопросы – в соответствии с правом на самоопределение? Без ответа на этот вопрос, остается весьма широкая возможность (и она используется) для манипуляции посредством разных формулировок», – заявил Торосян.
Как отметил экс-спикер, принцип территориальной целостности согласно международному праву применяется для урегулирования отношений между странами-членами ООН и ОБСЕ: «В нашем случае этот принцип относиться к отношениям Армении и Азербайджана. Право на самоопределение касается отношений Азербайджана и НКР, и это право может реализовать только народ Нагорного Карабаха. Это право реализуется в виде одной из следующих форм: а) отделение и присоединение к другой стране, б) отделение и провозглашение независимости, в) любой другой политический статус, выбранный самоопределяющимся народом».
Торосян напомнил, что в 2008 году в Баку сопредседатель Фасье отметил, что карабахский конфликт состоит из двух конфликтов – между Азербайджаном и Арменией, и между Азербайджаном и НКР. «Поэтому и применяется принцип территориальной целостности для разрешения первого конфликта, и право на самоопределения – для разрешения второго конфликта. Но, к сожалению, 6 элементов не соответствуют ни принципам, ни простой логике, поэтому, на основе этих шести элементов разрешение этого конфликта невозможно, даже если будут подписаны базовые принципы», – уверен армянский депутат.
Де-факто