Встреча в Казани президентов Армении и Азербайджана при посредничестве президента России завтра станет уже достоянием истории. Сегодня утром самолеты президентов вылетели в Казань, а вечеров они встретятся все вместе. Каковы будут результаты трехсторонних переговоров – узнаем опять же завтра, после чего потребуется некоторое время для сравнительно тщательного ознакомления с содержанием встречи и оценки произошедшего.
Как бы там ни было, в любом случае о значимости казанского трехстороннего саммита, независимо от его исхода, говорит тот факт, что с ним связывалось слишком много ожиданий – как самих посредников в процессе урегулирования, так и представителей международных структур и экспертного сообщества. Так, МИД России накануне раунда переговоров в столице Татарстана опубликовало заявление, в котором было отмечено, что «встреча в Казани призвана сыграть рубежную роль в нагорно-карабахском урегулировании». И далее: «Документ, который будет рассмотрен в Казани, является результатом важного периода совместной работы сторон и стран-сопредседателей, представляет реальную основу для дальнейшего движения вперед и последующей подготовки всеобъемлющего Мирного соглашения». Российскому МИД вторил Президент Совета Евросоюза Херман Ван Ромпуй, заявивший, что принятие базовых принципов урегулирования нагорно-карабахского конфликта позволит начать переговоры о Мирном соглашении. В свою очередь глава Европейской Комиссии Жозе Мануэль Баррозу выразил надежду, что президенты Армении и Азербайджана смогут добиться прогресса на встрече в Казани. «Пришло время приложить дополнительные усилия, чтобы согласовать так называемые «базовые принципы», – сказал глава Еврокомиссии.
Статус вышеперечисленных заявителей сам по себе уже говорит о том большом внимании, которое в последнее время уделяется карабахскому конфликту. Как и о больших надеждах на скорейшее его разрешение. Тем не менее, весь предказанский период трудно было избавиться от скептицизма в отношении успешного исхода переговоров президентов Армении и Азербайджана, даже невзирая на то, что недавно после встречи министров иностранных дел Армении, Азербайджана и России его участники заявили, что согласован ряд ключевых моментов Основных принципов урегулирования.
Скепсис имел под собой реальные основания, и он укрепился еще больше после выступления за день до встречи в Казани президента Азербайджана по каналу «Евроньюс». Алиев недвусмысленно дал понять международным посредникам, которые прилагают колоссальные усилия для согласования сторонами базовых принципов урегулирования, что у него есть свои, тоже «базовые» принципы, отходить от которых он совершенно не намерен. Он вновь перечислил доктринальные установки Баку, которые безоговорочно предполагают сохранение территориальной целостности Азербайджана с непременным нахождением в его пределах Нагорного Карабаха, вывода армянских сил с освобожденных в ходе войны территорий. Иными словами, из уст Алиева вновь прозвучал набор слов, не имеющих ничего общего ни с реалиями, ни с сутью переговорного процесса.
Как известно, одним из постулатов концепции урегулирования этнополитических конфликтов вообще и азербайджано-карабахского в частности является необходимость нахождения компромисса. В упомянутом уже интервью «Евроньюс» Алиев по части цинизма превзошел самого себя. Дело даже не в том, что Алиев всячески пытался общими, ничего не говорящими фразами уходить от ответов. На неоднократный вопрос корреспондента, что может предложить Баку в качестве уступки, он заявил, что «у Азербайджана нет ничего, что он должен вернуть». И вновь выдал еврослушателям дезинформацию относительно того, что «Нагорный Карабах – это историческая территория Азербайджана». По Алиеву, максимум, на что может согласиться Азербайджан, это статус широкой автономии, который к тому же «пока является предметом переговоров». Комментарии, как говорится, излишни.
В подобных условиях закономерен вопрос, адресованный посредникам: как они намерены добиваться «дальнейшего движения вперед и последующей подготовки всеобъемлющего Мирного соглашения»? Надо сказать, предлагаемый ныне сопредседателями Минской группы ОБСЕ план урегулирования конфликта отнюдь не совершенен и содержит в себе определенные риски для обеих армянских сторон. Но ведь очевидно, что Азербайджан, закомплексованный собственными «базовыми принципами», совершенно не желает идти на компромиссы, признавать за Нагорным Карабахом право на самостоятельное определение своего будущего, что предусматривается даже ущербными Мадридскими принципами. А значит, международным посредникам, ратующим за скорейшее и окончательное разрешение проблемы, необходимо проявить принципиальность и последовательность, отказаться от порочной практики паритетного подхода к действиям сторон конфликта и оказать давление на Азербайджан. Так сказать сделать предложение, от которого Азербайджан не сумеет отказаться. Ибо только тогда можно будет действительно двинуться вперед, а не быть отброшенными назад – в год 1988-й и раньше, куда упорно пытается повернуть колесо истории официальный Баку.
ИАА Де-факто