Несколько дней назад азербайджанцы убили и похоронили в Гадруте 44-летнего пленного Арсена Караханяна. Его тело, сплошь в синяках, было найдено 18 января, в ходе поисковых работа на оккупированных территориях Арцаха. Арсен был сыном жителя Гадрута Саши Караханяна, который сам вернулся из плена в декабре. По сведениям «ГА», Караханян-младший не участвовал в боевых действиях, он за месяц до войны приехал из России навестить родных и застрял в Арцахе, то есть был не военнопленным, а заложником. Семья узнала, что он находится в плену, 6 января, из выложенных в соцсети видеоматериалов, стучала во все двери, надеясь вернуть его, но - увы…
18 ЯНВАРЯ МОСКВА, ПО СУТИ ДЕЛА, в очередной раз «слила» Пашиняна, публично выявив несостоятельность армянских властей, на сей раз - в вопросе возвращения пленных. Заявления Сергея Лаврова стали настоящим шоком, подтвердив подозрения в том, что принцип «всех на всех» оказался проваленным в силу некомпетентности правительства РА. А также предупреждение экспертов, утверждавших, что после получения двух своих диверсантов Алиев потеряет всякий интерес к теме пленных. Алиев пошел еще дальше, объявив «террористами» тех армянских военнослужащих и заложников, которые попали в плен после 10 ноября, и сообщив о намерении судить их.
Напомним, что, говоря об обсуждении вопроса военнопленных в Москве, глава МИД России заявил, что Азербайджан и Армения должны были составить и передать списки людей, «которые пропали и которых они хотят вызволить из плена». С армянской стороны, по словам министра, списки – внимание! – «были предоставлены не сразу и не полностью». Далее Лавров упомянул о группе из 62 человек, которые попали в плен в Гадруте в начале декабря, и которых Алиев объявил террористами, и подчеркнул, что и в этом вопросе нужно придерживаться принципа «всех на всех», то есть – вернуть без всяких предусловий. В то же время он отметил, что в разговоре с главой МИД РА выяснилось, что пленных не 62, а гораздо больше.
Министр заявил, что российская сторона хочет закрыть вопрос с пленными – надо понимать, добившись возвращения всех тех, кто будет указан в списках армянской стороны. Дай-то Бог! Но тут вопрос в другом: а есть ли у правительства РА, в частности, у специально созданной для решения этого вопроса комиссии во главе с Тиграном Авиняном, эти самые списки? Вопрос отнюдь не риторический, поскольку сразу после пояснений Лаврова представители власти начали выступать с различными заявлениями, пытаясь скинуть с себя подозрения в некомпетентности и из рук вон плохой работе.
Сейчас уже бесполезно говорить о том, с чего все началось в этом исключительном по важности для Армении вопросе: что глава армянского правительства «забыл» настоять на точных сроках возвращения всех военнопленных и заложников. Возвращение первой и самой многочисленной группы власти преподнесли как собственное достижение, а президент Арцаха, с готовностью подаривший Алиеву двух убийц, с помпой встретил их в аэропорту. Продолжение, однако, оказалось совершенно не адекватным озвученной проблеме: за месяц после этого из плена вернулись 2-3 группы по несколько человек, в то время как правозащитники называли число более ста подтвержденных случаев, в числе которых - по меньшей мере 4 женщины. Отметим, что именно правозащитники, отдельно от государства занимающиеся вопросом пленных, направляли также срочные запросы в ЕСПЧ.
КОМИССИЯ АВИНЯНА НИКАКИХ чисел не называла, правящая фракция в НС наотрез отказывалась обсуждать и предпринимать что-либо в вопросе пленных, ограничившись одним-единственным заявлением от 8 декабря. Премьер пару раз вынужденно принял родителей пропавших без вести и пленных, надавав им кучу формальных обещаний. И если бы не последовательные усилия омбудсменов Армении и Арцаха, а также правозащитников Сирануш Саакян и Артака Зейналяна, если бы не заявления Сергея Лаврова, Пашинян с Авиняном продолжали бы толочь воду в ступе, беспомощно барахтаясь в сложнейшей проблеме, решения которой они не в состоянии добиться в силу полной некомпетентности и бездарности.
Сразу после пресс-конференции Лаврова власти принялись лихорадочно оправдываться – и выдали целый ряд абсурдных заявлений. Вначале авиняновская комиссия заявила, что данные о числе пленных конфиденциальны и не подлежат публикации. Затем одиозные представители правящей фракции в парламенте понесли всякую чушь – лишь бы что-то сказать по теме и оправдать собственное бездействие. Так, прославившийся своими интеллектуальными особенностями Овик Агазарян заявил, что мол, не так уж и важно, сколько армян находится в плену. А известный своим преступным прошлым Андраник Кочарян и вовсе шокировал публику, заявив, что «когда будет решен вопрос пропавших без вести, можем иметь представление, о каком числе пленных идет речь».
Сложно сказать, чего больше в этом заявлении – отсутствия понимания того, как нужно работать по столь деликатной теме, или полного безразличия к судьбе соотечественников. Вместе с тем человек, являющийся главой комиссии НС по вопросам обороны и безопасности, открыто признает, что власти неспособны установить число пленных и бессильны добиться их возвращения. Что же касается слов Кочаряна о том, что «вопрос не имеет быстрого решения», напомним, прежде всего, с какой резвостью Пашинян и Араик Арутюнян решили вопрос возвращения диверсантов. А также о том, что после окончания войны прошло уже два с половиной месяца, а возвращение пленных было указано отдельным и обязательным к исполнению пунктом в заявлении от 9 ноября. Все остальное в словах Кочаряна – указание на неприемлемость обсуждения вопроса в соцсетях – дескать, это мешает возвращению пленных, и опасений в силу этого «вмешательства шарлатанов» - всего лишь бла-бла-бла с целью отвлечения внимания от главного: именно Пашинян с Авиняном и Кочаряном и их команда являются самыми большими шарлатанами в этой стране, неспособными решить даже простые проблемы – куда уж говорить о столь сложной, как вопрос пленных.
ЧЕТКИЙ ОТВЕТ ДАЛЕКИМ от международного гуманитарного права шарлатанам дал Защитник прав человека Арман Татоян, заявивший о необходимости публикации любых данных общественной значимости. Отказ от оглашения этих данных должен быть обоснован со стороны государства, подчеркнул он. Обнародование точных данных предоставило бы международному сообществу дополнительные рычаги давления на Азербайджан и дало бы более крепкие гарантии безопасности, заявил Татоян, призвав соответствующие структуры страны опубликовать число содержащихся в неволе армян.
Для армянского общества, осознающего все угрозы попавшим в плен соотечественникам, проблема превратилась в нескончаемую психологическую пытку. О состоянии родственников и говорить не приходится. Между тем безответственное отношение властей, проявившееся уже 9 ноября при подписании известного заявления, дает все основания полагать, что для команды Пашиняна пленные – не более, чем назойливая проблема, мешающая им перейти к реализации главных планов - по налаживанию экономического сотрудничества с врагами и грядущему «процветанию» Армении
Абсолютная некомпетентность и неумение работать, непонятный отказ обратиться за помощью к опытным и искушенным в данном вопросе людям слишком дорого обходится стране и в этом вопросе, вынуждая и здесь уповать только на помощь Москвы. Но можно не сомневаться, что в случае, если российским посредникам удастся с Божьей помощью решить вопрос, это будет выдано властями как результат их работы. Пусть – лишь бы вернуть ребят.
…Арсен Караханян был убит всего несколько дней тому назад – его можно было спасти, если бы не нашествие на Армению и Арцах шарлатанов и циников, поганящих все, к чему они прикасаются…
Марина Григорян, "Голос Армении"