28 лет мы отмечали в этот день годовщину одного из самых легендарных событий в истории Арцахского национально-освободительного движения. 29-я годовщина оказалась окрашена в трагические тона: мы потеряли село, сражение за которое стало предтечей освобождения Шуши и одним из символов нашей великой победы. Героическое село, которое 26 января 1992 года, лишь силами отрядов самообороны, находясь в крайне уязвимой позиции, сумело отразить нападение и уничтожить многократно превосходящие силы врага.
ИМЯ ЭТОМУ ДАЖЕ ПО АРЦАХСКИМ МЕРКАМ феномену– Карин Так. Расположенное в самом сердце Арцаха, посередине дороги между Шуши и Степанакертом, оно считалось одним из препятствий на пути к городу-крепости. До недавнего времени – непроходимым препятствием. А с 7 ноября прошлого года стало одним из символов предательства. Тем более тяжкого, что речь шла поистине о легенде. О красивом и уютном селе, в котором каждый камень дышал армянским духом, а маленькая, до невозможности родная базилика, казалось, вобрала и свято хранила в себе запах армянской идентичности и вечности нашего пути здесь, в Арцахе…
Самооборону Карин Така многие сравнивали с обороной Мусалера и не только по степени "безумства храбрых", казалось бы, обреченных на поражение и уничтожение. Но и по степени того самого "божьего промысла", который незримо хранил село весь период Карабахского движения и Первой войны. Начиная с 1989 года, оно методично обстреливалось азербайджанцами, а весной 91-го в ходе операции "Кольцо" Каринтак чудом остался непокоренным. Согласно легенде, от депортации каринтакцев спас некий майор советской армии, который остановил грузовики и, угрожая оружием, велел вернуть сельчан обратно.
В самый тяжелый период Первой войны, зимой 91-92гг., смертоносный огонь из Шуши поливал Карин Так практически ежедневно, помимо обстрелов, азербайджанцы еще и скатывали вниз каменные глыбы и подожженные покрышки. Но ни один житель не покинул родное село - наоборот, все, в том числе женщины и подростки, взяли в руки оружие, превратившись в один единый отряд самообороны. В те дни родилась еще одна легенда, имя которой было Нарине Аракелян: 16-летняя девочка стала связной ополченцев и погибла от пули снайпера именно в этот день - 26 января.
В ту ночь была предпринята самая мощная атака на село. Против ополченцев были брошены более 100 спецназовцев, 21 человек из офицерского взвода и 39 местных омоновцев. Командующий Армией обороны Аркадий Тер-Татевосян (Командос) послал на помощь каринтакцам отряды из соседних сел. Ночной бой длился около 12 часов и закончился полным поражением и отступлением врага, потерявшего более 90 солдат, еще несколько десятков были уничтожены во время бегства. С армянской стороны погибли 22 бойца.
В тот день 29 лет назад жители Каринтака преподали урок азербайджанским воякам, доказав, что невозможно победить народ, сражающийся за родную землю. Спустя почти 29 лет героическое село было сдано врагу в результате предательства. Потому что на основании имеющихся фактов можно уверенно утверждать, что и на сей раз противник не смог взять сопротивлявшийся до последней минуты Карин Так.
ПОСЛЕ ВОЙНЫ ОСНОВНОЕ ВНИМАНИЕ армянского общества по понятным причинам сосредоточено на падении Шуши, звучат многочисленные свидетельства и версии, которые сводятся в конечном итоге к одному: город-крепость не мог быть взят, он был сдан властями Армении в результате преступного сговора Никола Пашиняна с турками. Как был сдан Карин Так? Ответ на этот вопрос дан в публикации под заголовком "Проданный Рай. Оборона Карин Така" на сайте Кавказский узел. Вот что рассказывает очевидец последних дней обороны села.
"Когда мы приехали в деревню, настроение у людей было не лучшее, в этот день погиб председатель сельсовета Мхитар (мы с ним в одном взводе служили, рослый, здоровый, сильный, как медведь) и отец с сыном. Они втроем под обстрел попали... Люди рыли окопы прямо перед селом - последняя линия обороны. Никакой военной техники я не увидел. Впереди, километрах в пяти от села, наша армия на холмах заняла оборону, но сельчане понимали, что враг их обойдет и выйдет прямо на село.
Армия - громкое сказано, на самом деле там стояли 18-летние парни, которые успели отслужить только три месяца. Вместе с ними стояли старые ветераны добровольцы, приехавшие из Армении. На другом холме расположился спецназ из Еревана. После артиллерийских обстрелов враг напал на юных парней и ветеранов, но они не дрогнули, отстрелялись и отбросили врага. Спецназ, на который даже не напали, оставил свои посты и спустился в село, открыв без единого выстрела дорогу азербайджанцам. Трое наших парней пошли к ним, объяснить, что им надо вернуться на свой пост. Мы все тогда посчитали, что они струсили, но дальнейшие события наводят на мысль, что им приказали отступить, открыв фронт.
Наши парни не успели нормально с ними поговорить: когда все столпились, рядом ударил снаряд. Ранило одного из моих друзей, в живот и в ноги. Большинство спецназовцев тоже ранило. Про убитых - не знаю. Двое наших, хоть их и контузило, собрали раненных в машину и отвезли в госпиталь...
Азербайджанцы, вернее те, кто за них воевал, действительно ночью обошли наши передовые посты и ударили по селу, но сельчане, вооруженные автоматами и одним пулеметом, смогли их отбросить. Село выдержало и артобстрелы, и лобовые атаки, но в тот же день всем приказали покинуть село. Мы перепроверили приказ и убедившись, что он идет от командования, оставили деревню. Через несколько часов мы вернулись в Карин Так. На следующий день начался жесточайший обстрел села из пушек, минометов и чего-то более тяжелого. Прилетал и бомбил самолет, постоянно в небе кружился их беспилотник. С нашей стороны лениво работал один миномет и то, видно, как экономил снаряды. Еще на подмогу нам вышел БМП, успел дать одну очередь из пулемета и его сразу подбили...
В ТАКИХ УСЛОВИЯХ МЫ выдержали еще два дня, в общей сложности неделю обороняли, но было понятно, что только силами самообороны село не удержать, а армия так и не подключилась. Наутро, когда все окрестные холмы занял неприятель, мы покинули Карин Так... На следующий день наша армия начала бомбить окрестности села, до этого ни единого снаряда, а тут прорвало, день и ночь стреляли из всего, что только имели. Арцрун бодро по ТВ отрапортовал о героической обороне Карин Така, но мы то знали, что в селе уже нет никого из наших... Так открылась дорога на город Шуши и там произошел тот же сценарий, несколько взводов против отборного спецназа противника...".
Спецназ, которому приказали оставить посты и без единого выстрела открыть дорогу азербайджанцам… "Лениво" работающий и экономящий снаряды миномет... Армия так и не подключилась… Всего один БМП "на подмогу"… Начали стрелять только после того, как село покинули жители и оно было сдано врагу… Арцрун, бодро рапортующий о героической обороне, отлично зная, что Карин Так сдан... Вот она, реальная картина предательства, в результате которого был сдан не только Карин Так, но и Шуши, Гадрут и все 2\3 территории Арцаха.
Отряд самообороны действительно героически защищался – как 29 лет назад, но на сей раз ничего не мог поделать без помощи Армии. Помощи, которая, в отличие от событий 29-летней давности, по необъяснимой причине так и не пришла. Необъяснимой? Или сегодня уже вполне понятной, с каждым днем все более и более четко встающей перед нами во всей своей беспощадной истине и преступности? Предательства Карин Така, Шуши и Арцаха. Предательства армянского государства и армянского народа. Предательства всей Армении
29 лет назад именно с боя у Карин Така возрождался армянский боевой дух и начиналась армянская национальная армия. С Карин Така и затем с Шуши мы преодолели в себе комплекс жертвы и вечного лузера и начали отсчет нашим победам. Карин Так, как и любое арцахское село, свято хранил память о тех тяжелейших днях и о победе, доставшейся ценой крови и жизней самых лучших, самых достойных.
Сегодня эта память попрана и осквернена той мерзостью, что захватила нашу Родину и без конца сдает, сдает и сдает ее врагу. Впервые за 29 лет в Карин Таке не отмечают годовщину того славного дня, не поминают павших героев-защитников села. Не вспоминают 16-летнюю связную Нарине Аракелян… Впервые за 29 лет здесь не возлагают цветы и венки к небольшому сельскому мемориалу – и мне даже представлять не хочется, что сегодня творится в героическом Карин Таке, отданном врагу внешнему врагом внутренним…
ЭТИМ ВНУТРЕННИМ ВРАГАМ неведомо, что такое легенда, что такое родная земля, за которую надо бороться до конца и можно отдать все - даже жизнь. Эти внутренние враги – "туркониколы", "младоармяне" - предали и продали не только наш Арцах, не только нашу Победу, не только наших героев. Они стремятся убить еще и наши легенды – и делают это осознанно, умышленно, чтобы убить тот дух, который жил в армянском народе почти 30 лет, и который неизбежно вновь обретет способность побеждать.
Заявления главного младотурка Никола о Шуши лишний раз доказывает, что в них нет ни грамма сожаления, скорби по утерянной Родине, ни грамма совести, чести и достоинства, желания и мечты. Да и откуда взяться мечте о возвращении Родины у тех, кто, наоборот, сделал все, чтобы от нее избавиться?
Преданный и проданный Карин Так, как и Шуши, был и останется одной из легенд нашего народа, потому что невозможно предательством лишить нацию исторической памяти. Невозможно предательством заставить забыть о потерянной Родине и не думать о возвращении. Невозможно заставить народ, всего 29 лет назад сотворивший ТАКИЕ легенды, жить без памяти, без чести и без мечты.
Карин Так, преданный и поруганный, но не перестающий быть легендой, всегда будет ждать и дождется своих защитников, не сдавших Родину ни 29 лет, ни 2 с половиной месяца назад.
Марина Григорян, "Голос Армении"