"Если бы во время войны мобилизация проводилась со всей серьезностью, то утром 5 октября ВС РА должны были принять не менее 75 тысяч призывников", - констатирует в интервью "Голосу Армении" доктор политических наук, военный историк Армен Айвазян.
- Очевидно, что причины поражения в последней Арцахской войне еще долго придется анализировать. Давайте поговорим о внутренних причинах.
- Опираясь на многочисленные сведения и анализ, становится ясно, что война шла по заранее тщательно разработанному и согласованному с руководством РА сценарию, конечным результатом которого должно было стать падение Шуши, позорная сдача земель, потеря нашей жизнеспособности и суверенитета, вход российских войск в Арцах, материализация каждодневной азербайджано-турецкой угрозы, нависшей над головой Сюника. И этот результат военно-политическое руководство Армении "обеспечило".
- В чем конкретно выражается ответственность нынешних армянских властей в поражении в войне?
- К числу предательских шагов, мероприятий и преступной бездеятельности пашиняновской хунты, непосредственно предшествующих войне и в период самой войны, следует отнести следующие действия:
1. На предвоенном этапе хунта Пашиняна сделала все, чтобы отвлечь внимание общества на второстепенные и третьестепенные вопросы, обострить имеющиеся и вызвать новые внутриармянские расколы.
2. Хунта полностью разрушила и без того слабую и уязвимую систему национальной безопасности РА. В частности, преднамеренно почти полностью была нейтрализована деятельность СНБ посредством невероятно частых изменений в руководящем составе этой службы и ее направления на выполнение исключительно полицейских функций.
3. Вместо необходимых новых и новейших вооружений на скудные средства бюджета РА хунта покупала физически и морально изношенное, негодное для наших условий и нужд и даже бракованное вооружение (ярким примером этого являются не выполнившие во время войны ни одного боевого вылета дорогостоящие Су-30 и устаревшие системы ПВО, проданные Иорданией).
4. Кадровый погром и чехарда в составе высшего командования ВС РА привели к путанице, неорганизованности и снижению дисциплины в рядах войск.
5. Есть сведения о том, что всего за 2-3 дня до начала войны ряд опытных офицеров, служащих в средних звеньях командного состава Армии обороны, без объявления каких-либо причин получили приказ немедленно подать в отставку и покинуть армию.
6. После подтверждения информации о неизбежном наступлении противника по нему не был нанесен упреждающий удар. Ведь нужно было лишить азербайджанскую армию важных преимуществ нанесения первого удара и вызвать в ее рядах смятение и потерю уверенности. По словам бывшего секретаря Совета национальной безопасности Республики Арцах Самвела Бабаяна, только за первые 15 минут азербайджанской атаки были уничтожены половина ПВО Армии обороны Арцаха и 40% ее артиллерии. Упреждающий удар армянской армии предотвратил бы эти колоссальные потери, и инициатива хоть на время перешла бы в наши руки. Замечу, что идея о необходимости превентивного удара теоретически была признана и принята в новой - "тонояновской" - оборонной доктрине РА, однако в решающий момент от нее предательски отреклись.
7. Во время войны на территории РА не была проведена всеобщая мобилизация, из-за чего армия не получила необходимых подкреплений. За первые 8 дней Великой Отечественной войны было мобилизовано 5,3 миллиона человек, что составляло около 3% всего населения СССР. И это несмотря на то, что мобилизация вообще не проводилась в его густонаселенных западных регионах, поскольку они были захвачены немецкими войсками в первые же дни войны.
Если бы в 2020 году во время Арцахской войны мобилизация в Республике Армения проводилась с такой же серьезностью и решимостью, то утром 5 октября (через 8 дней после начала войны) ВС РА должны были принять не менее 75 тысяч призывников (при оценке численности населения РА в 2,5 миллиона человек). Но мы знаем, что ни 75000, ни даже 50000 человек не были мобилизованы в Армении за всю 44-дневную войну. Это не что иное, как государственное преступление.
8. Более того, провалилась также организация всеобщей мобилизации в Арцахе, поскольку с первых же дней войны власти допустили, чтобы тысячи мужчин призывного возраста беспрепятственно покинули Арцах.
9. Экономика и вся жизнедеятельность РА не были поставлены на военные рельсы, тем самым страну и население не готовили к длительной и бескомпромиссной войне.
10. Во время войны была нарушена и дезорганизована командная вертикаль. Круг лиц, от которых исходили приказы, был абсурдно широк. Сумбурные и противоречивые команды и распоряжения издавали различные высокопоставленные представители военной и гражданской власти: премьер-министр РА и его супруга (оба невменяемые в вопросах военного дела), начальник Генштаба ВС РА, министр обороны РА, президент Республики Арцах, командующий Армией обороны, неофициальные военные деятели, руководители административных районов и т.д. Не был создан единый орган обороны типа Ставки Верховного Главнокомандования времен Великой Отечественной войны.
11. Призыв Пашиняна от 21 октября создать добровольческие отряды на основе политических партий и местных органов самоуправления (вместо мобилизации армейского резерва, формирования новых подразделений и доукомплектования кадровых частей и соединений) и предпринятые в этом направлении дальнейшие несуразные мероприятия следует расценивать как предательские шаги по вызову искусственной неразберихи и разрушению фронта. Таковыми были, например, создание наспех сколоченных, небоеспособных и откровенно ложных отрядов типа женского отряда "Эрато" под командованием супруги Пашиняна или же отряда ереванского градоначальника, бывшего комика Айка Марутяна.
12. Резервисты и добровольцы очень часто направлялись на передовую неорганизованно, без предварительной подготовки и даже без командиров. На месте же они часто оказывались лишены элементарных средств связи с соседними отрядами и каких-либо представлений об обстановке в данной зоне боевых действий, не говоря уже об общей ситуации на фронте.
13. Не был организован набор добровольцев из диаспоры, их прибытие в Армению и эффективное вовлечение в состав ВС РА.
14. Во многих случаях добровольно явившихся в военные комиссариаты бывших военных специалистов (в которых армия очень нуждалась) просто отправили домой, сказав, что их "вызовут позже".
15. Имеющиеся в армянском арсенале мощные ракетные системы типа "Искандер" так и не были задействованы. В частности, они не нанесли ударов по аэродромам, командным пунктам и скоплениям противника, позволив ему установить абсолютное господство в воздухе.
16. Не был дан адекватный ответ на ракетно-бомбовые обстрелы Степанакерта, Шуши, других городов и населенных пунктов Арцаха.
17. Из ряда населенных пунктов, имеющих большое стратегическое, политическое и символическое значение, армянские войска вышли по полученным сверху преступным приказам. Таким образом, врагу были переданы, в частности, Гадрут, Каринтак и Шуши. Более того, в дальнейшем армянским подразделениям не было позволено штурмовать их и снова завладеть ими.
18. Армянское командование фактически отказалось от каких-либо более или менее крупных контрнаступательных операций, добровольно и полностью передав инициативу врагу. Между тем для организации контрударов неоднократно имелись достаточные условия и веские основания.
19. Тотальная дезинформация о ходе войны, предоставляемая официальными СМИ РА с громогласными возгласами "Победим!" убаюкала народ, не позволив здоровым силам общества вовремя понять крайнюю опасность ситуации и попытаться предотвратить надвигающуюся катастрофу.
20. В горно-лесистом ландшафте Арцаха, а также в его населенных пунктах можно было эффективно противостоять противнику вооружением, имевшимся у армянской армии в достатке. Речь о малокалиберных минометах, противотанковых и противовоздушных портативных системах ("Корнет", "Верба" и др.), автоматических станковых гранатометах (АГС и др.), тяжелых пулеметах и других видах огнестрельного оружия. Даже с этими средствами огня можно было сопротивляться еще очень и очень долго. Можно и нужно было организовать боевую работу диверсионно-разведывательных групп. В конце октября наступательные ресурсы противника уже почти исчерпались, и он начал терять свое преимущество. Значит, надо было драться, а не сдаваться с такими катастрофическими последствиями. Что же касается того, что Степанакерт оказался бы в блокаде, то это пустые разговоры. Каждому шагу противника можно было противопоставить собственные контрмеры, включая уличные бои в самом Степанакерте, а в крайнем случае даже его сдачу и организованное отступление. Но ни в коем случае нельзя было прибегнуть к полной капитуляции и передаче имеющих неоценимое стратегическое значение районов: Карвачара, Воротана (Кубатлу) и Ковсакана (Зангелана).
- А что вместо этого?
- Вместо того чтобы подписывать сдачу земель, нужно было всего лишь сказать горькую правду о тяжелой ситуации на фронте, поднять народ на ноги, вдохновить и организовать, заменить неграмотных генералов грамотными, пригласить из-за рубежа военных советников и, самое главное, драться до последней возможности. Тогда и Шуши не пал бы или быстро был бы возвращен назад. А Армения имела бы возможность продолжать жить как независимое государство. Сюник также не стал бы крайне уязвимой мишенью. У нас были бы достойный мир и многообещающие возможности для развития. Теперь же все нужно начинать с куда более низкой ступени, если не сказать - с нуля.
- По поводу Сюника: недавно Минобороны Армении распространило сообщение, в котором по поводу 21-го км автодороги Горис - Капан сказано, что безопасность этого участка, проходящего через "спорную территорию", будет обеспечена посредством российских пограничников. Как это понять?
- Никак. Могу лишь сказать, что ни один представитель ВС РА, считающий вышеупомянутый отрезок автодороги, всегда входившей в состав бывшей Армянской ССР и имеющей исключительное стратегическое значение для современной Армении, "спорной территорией", не достоин носить погоны армянского офицера. Думаю, комментарии излишни.
Зара Геворкян, "Голос Армении"