В числе системных провалов и позора 2021 год запомнится также как год разнузданного беззакония в судебной и правоохранительной системе. Судебные органы так и не оказали законного и действенного сопротивления произволу режима и незаконным требованиям, не считая принципиального поведения отдельных судей. Это при том, что в частных беседах полицейские, следователи, прокуроры, говоря о своих постоянно меняющихся начальниках и о власти, в основном используют ненормативную лексику.
ЦЕЛЬ, ПРЕСЛЕДУЕМАЯ НИКОЛОМ ПАШИНЯНОМ С 2018 ГОДА и публично демонстрируемая им как минимум с мая 2019 года, – подмять под себя полностью судебную систему – почти достигнута. Пашинян десятки раз прямым текстом признавался, что, да, "народу", то есть ему, нужны послушные приспешники, которые, верша правосудие, будут действовать "волей народа", безмолвно подчиняясь исполнительной власти, и, к сожалению, он в достижении этой цели в основном преуспел. Свидетельством тому – наличие на данный момент около десятка политзаключенных.
С легкой руки премьер-министра объявленные "нашими" полицейские стали его полицейскими, точнее, обслуживающими его безопасное передвижение, вместо того, чтобы заниматься оперативной работой или охранять общественный порядок. Другу детства Пашиняна, начальнику полиции, следует напомнить, что в руководимой им системе носят погоны и присягают не слепо и безоговорочно обслуживать власть, а служить закону, то есть безупречно служить государству и народу, с честью защищать его интересы. Есть хоть кто-нибудь, кто думает, что премьер-министр или начальник полиции могут разумно оправдать такое нецелевое использование ресурса полиции для защиты одного человека? Причем речь идет не только о физической защите, но и, например, о его защите от "острых публикаций".
Периодически собирающимся на заседаниях правительства руководителям силовых ведомств – начальнику полиции, директору СНБ, генпрокурору, председателю Следственного комитета – следует напомнить, что уголовному преследованию подлежит не только преступный приказ, но также и его исполнение. Эти люди и их подчиненные, наверное, надеются всесильным выражением "Я выполнял приказ" спасти свою шкуру, однако каждую секунду доказывают порочный менталитет, ставящий свое пребывание в должности выше государственных и национальных интересов. Не давать предусмотренного законом времени участникам массовых митингов и малочисленных уличных акций, а сразу применять к ним жестокие меры принуждения - действительно беспрецедентно. Это при том, что, например, актом Административного суда предусмотрена свобода мирных собраний.
И значит, после неизбежной смены власти предметом расследования должны стать также действия руководителей правоохранительных органов или их бездействие. Все – от генерального прокурора и председателя Следственного комитета, занимающиеся сокрытием очевидных преступлений до руководства полиции, отдающего приказы необоснованного и несоразмерного применения силы в отношении демонстрантов, – должны быть привлечены к ответственности. Одной только высказанной на днях Пашиняном мысли о том, что Арцах потерял возможность не быть в составе Азербайджана, должно было быть достаточно для генпрокурора, чтобы возбудить уголовное дело по статье о государственной измене, если, конечно, у него было бы хоть малейшее профессиональное достоинство.
Давид Саркисян, "Голос Армении"