Первая неделя парламентских дебатов в Армении наглядно продемонстрировала скандальный антураж общей политической ситуации. Жесткие, порой скандальные заявления, низкопробные обсуждения, никак не контрастирующие с поствоенными вызовами закавказской республики, лишь усиливают доминирующую в обществе апатию.
Власть и оппозиция дерутся, общество выживает. Но это до поры до времени, все может измениться при появлении реальной альтернативы. Ведь именно апатия и существующие в обществе политические фобии подпитывают нынешнюю политическую конструкцию, состоящую из трех лагерей во главе с премьер-министром Николом Пaшиняном, экс-президентами Сержем Саргсяном и Робертом Кочаряном.
Несмотря на нависшую угрозу безопасности на армяно-азербайджанской границе, неопределенность относительно будущего Карабаха и инициирование опасного с точки зрения оппозиции процесса по нормализации армяно-турецких отношений, оппозиционные силы пока не предпринимают резких телодвижений. Они заняли выжидательную позицию и ждут удобного момента для наступления на власти. Когда это произойдет, никто не может прогнозировать. Ясно также то, что мало кто из стана оппозиции горит желанием возглавить страну в турбулентном регионе, когда практически в ежедневном режиме приходится принимать болезненные и непопулярные решения, за которые власть обвиняют в "измене".
Общество еще не готово
Между тем свою тактику в оппозиции объясняют неготовностью общества к резким действиям. "Я понимаю, что от нас ожидают более радикальных действий. Но что мы фиксируем? Фиксируем, что после выборов рейтинг этой власти стремительно упал, но, по нашим оценкам, падение этого рейтинга еще не трансформировалось в готовность масс к активной борьбе", — заявил недавно лидер блока "Армения", второй президент республики Роберт Кочарян, который месяцами ранее обещал "обнулить рейтинг" Пашиняна и не дать ему сформировать правительство по итогом прошлогодних досрочных парламентских выборов.
Практически аналогичной позиции придерживается оппозиционный блок "Честь имею". "Народ нашей страны до конца не осознал и не принял ту политику, которую ведет режим Никола Пашиняна по вопросу армяно-азербайджанский отношений, по вопросу арцахского конфликта, — заявил в беседе с корреспондентом EADaily секретарь фракции блока „Честь имею“, депутат парламента Айк Мамиджанян. — Более того, без внутриполитического консенсуса, власть Пашиняна начинает другой противоречивый процесс — нормализация армяно-турецких отношений".
Все это, по словам политика, сопровождается движением страны "в сторону тоталитаризма, причем уверенными шагами". В качестве доказательства своих слов он указал на итоги прошлогодних муниципальных выборов, когда власть с применением инструментов правоохранительной и судебной систем пыталась помешать оппозиции возглавить общины, где победили ее представители. "До сих пор в тюрьмах находятся представители оппозиции, победившие на муниципальных выборах в конкретных общинах. Под стражей находится огромное количество людей, которые раскритиковали власть после проигранной войны", — объяснил тенденцию усиления власти Никола Пашиняна оппозиционер.
Более того, команда Пашиняна, которая в бытность оппозицией жестко раскритиковала власть (Республиканскую партию Армении Сержа Саргсяна) за контроль над образовательной системой, в настоящее время встала на этот путь. Видные представители партии власти ("Гражданского договора") один за другим возглавляют попечительские советы вузов.
Что может стать триггером?
Резко взбудоражить внутреннюю ситуацию в Армении может и повышение цен практически на все основные коммунальные услуги — газ, электроэнергию и воду. На это накладывается и высокая инфляция, которая на потребительском рынке в январе—декабре 2021 года повысилась до 7,7%, что является весьма чувствительной проблемой для страны с высоким уровнем бедности (более 30% населения), где ВВП на душу населения чуть превышает 4 тыс. долларов. Более того, еще свежи воспоминания о том, как в 2015 году проблема повышения тарифов на электроэнергию спровоцировала перманентные акции протеста в Ереване под названием "Электрик Ереван", более двух недель державшей в напряжении все политическое поле.
"Все вышеперечисленное смешивается в гремучую смесь типа коктейля Молотова, который в один день не может не взорваться", — прогнозирует Айк Мамиджанян, избегая при этом конкретики по части сроков возможного подобного "взрыва".
На первый взгляд, созданы все предпосылки для так называемого "идеального шторма" в армянской политике, но, как это не парадоксально, на сей раз эксперты на ожидают бурных политических процессов. И вот почему.
"Дело в том, что армянские власти достаточно эффективно управляют общественными ожиданиями, донося до людей то, что в их бедности виновата не власть, а в первую очередь сами люди, ибо бедность, как в свое время заявлял Никол Пашинян, в наших головах, — пояснил в беде с EADaily политолог Грант Микаелян. — При занижении ожиданий относительно своего благополучия, люди, как правило, начинают меньше жаловаться, и, как следствие, не выходят на митинги".
На его взгляд, оппозиции не следует выжидать, когда именно люди выйдут на улицы, чтоб возглавить протест. "Протест нужно создать", — считает Микаелян.
Оппозиция ожидает аккумуляции протестной энергии уже в текущем году. "В этом году произойдет консолидация протестных настроений и режим Пашиняна, так или иначе, будет вынужден отвечать за все свои невыполненные обещания и решения по разрушению государственных институтов", — отмечает секретарь фракции "Честь имею", обещая, что в 2022-м армянское общество осознает "необходимость смены власти в стране".
В ожидании новой оппозиции
В настоящее время оппозиция, особенно блок "Армения", находится в процессе переосмысления и консолидации своих сторонников, считает политтехнолог Виген Акопян.
"На сегодняшний день именно блок „Армения“ взял на себя роль авангарда в стане оппозиции, другая политическая сила — блок „Честь имею“, а точнее ее ядро Республиканская партия Армении, обеспечивает агитационный фон, — сказал в беседе с EADaily Акопян, отметив, что основные проблемы, отталкиваясь от которых оппозиция будет накалять обстановку на политической арене, это извечная проблема безопасности, которая еще долго будет давать о себе знать, армяно-турецкие переговоры, процесс делимитации и демаркации границы с Азербайджаном, карабахская тематика и, наконец, подорожание цен на коммунальные услуги".
Получится или нет у парламентской оппозиции поднять массы против власти, политтехнолог затруднился спрогнозировать, но в одном он уверен — в обществе есть запрос на оппозицию. "И этот запрос расширяется, количество людей, разочаровавшихся в команде Пашиняна, растет, но это еще не означает, что они становятся сподвижниками парламентской оппозиции и готовы выйти на улицу при их призыве. Отнюдь", — пояснил Виген Акопян, допустив возможность формирования нового полюса в оппозиции, коим на его взгляд может стать получивший недавно гражданство Армении и заявивший о себе в армянской политике Рубен Варданян — крупный российский бизнесмен армянского происхождения.
Долгие годы занимающийся благотворительностью, Рубен Варданян после поражения Армении в 44-дневной карабахской войне, заявил о вступлении на политическую арену страны, сформировал движение The FUTURE ARMENIAN с влиятельными армянами из диаспоры и начал активно сотрудничать с недавно созданной партией "Страна для жизни" (ее лидерами являются экс-министры труда и социального обеспечения Армении и Карабаха), фактически став ее политическим покровителем.
Однако для того, чтобы громко заявить о себе в армянской политике и претендовать на роль полюса в оппозиции Рубену Варданяну нужно представить четкую оппозиционную повестку и неуклонно придерживаться её, — считает Виген Акопян. "В таком случае у него может быть шанс, чтобы на его сторону перешли не только те, которые разочаровались во власти, но и в оппозиции", — заключил Акопян.
Аршалуйс МГДЕСЯН, eadaily.com