Российская миграционная политика, видимо, стоит на пороге больших перемен. Ее усовершенствованием – а точнее, скорее всего ужесточением – займется специально созданная президентом Владимиром Путиным Межведомственная комиссия Совета безопасности РФ во главе с зампредом Совбеза Дмитрием Медведевым. В новый орган вошли генпрокурор, вице-спикеры Совета Федерации и Госдумы, главы МВД, Минздрава, МИД, Минобрнауки, Минпросвещения, ФСБ, вице-премьер, представители администрации президента и ряд других фигур по должности.
Дмитрий Медведев уже прокомментировал миграционную ситуацию в новом статусе. По его словам, в России есть риск возникновения этнических анклавов, носящих преступный характер, – «маленьких государств в государстве», живущих по собственным правилам. Без надзора они превращаются в «рассадник экстремистских и террористических настроений», заметил он, а «отношения между обитателями таких районов и местными жителями весьма настороженные, зачастую бывают враждебные». Необходимо повысить внимание за происходящим в таких районах, принимая профилактические меры, подчеркнул Медведев: стычки происходят каждый день.
Губернатор Калужской области Владислав Шапша уже перешел от слов к делу. Посетив миграционный центр, глава региона выразил недовольство тем, что приезжие «по-русски ни бельмеса», но имеют на руках сертификаты о владении государственным языком – откровенное признание масштабов поразившей эту сферу коррупции. Губернатор объявил о запрете на привлечение мигрантов на работу по патентам в пассажирских перевозках, торговле и общественном питании. А также о выходе региона из федеральной программы содействия переселению соотечественников – выясняется, что она превратилась в окно для легализации в стране совсем не тех людей, на поддержку которых она была направлена.
Ранее к решению проблемы подключился глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. Как сообщают СМИ, он обратился к президенту с предложением ужесточить миграционное законодательство: согласно его данным, за 11 месяцев 2021 года иностранцы совершили 33,5 тыс. преступлений в РФ. Бастрыкин предложил ввести геномную регистрацию приезжих и принять меры по «сохранению этнокультурного баланса населения» в крупных городах, а вместо гастарбайтеров привлекать на работу граждан России, чтобы снизить социальную напряженность.
По сути, на глазах власти легализуют антимигрантскую повестку, которая еще некоторое время назад была неприкасаемой темой политиков-маргиналов типа Александра Поткина (Белова) или Дмитрия Демушкина, рисковавших отправиться в экстремистский список. Теперь же сам глава Следственного комитета ставит вопрос едва ли не в формате запрещенного в РФ «Движения против нелегальной иммиграции». Причины понятны: миграция становится острой социальной проблемой, необходимо не допустить социального взрыва. Рассуждения о необходимости масштабного привлечения гастарбайтеров для обеспечения деловой активности и экономического роста, которыми еще год назад делился вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, уже не в почете – в мейнстриме заявления о приоритетном обеспечении работой россиян. Консенсус объединил в широкую коалицию уже не только силовиков, но и, похоже, значительную часть региональных чиновников и политических сил. Они, как видно, готовы пожертвовать даже многолетней программой переселения соотечественников, косвенно признавая ее провал.
То, что власти вплотную занялись межведомственной координацией миграционной политики, ранее не имевшей системного характера, – позитивный момент. Такое согласование нужно было обеспечить уже давно. Остается дождаться, какие системные решения будут выработаны. Одними правильными декларациями и популистскими шагами проблему не решить.
"Независимая газета"