Есть ли, вообще, смысл говорить с воинствующим дилетантом о вопросах государственного значения, о будущем Армении и Арцаха? Даже в условиях, когда речь идет о том, быть или не быть армянской государственности и Арцаху, Пашинян преследует только одну цель - самоутвердиться любой ценой, включая массовое оболванивание неискушенных обывателей.
"Мы должны очень резко предъявить требования…"
Едва примерив на себя костюм премьер-министра, Пашинян посетил Тер-Петросяна, после чего объявил, что тот не сообщил ему ничего нового об урегулировании проблемы Арцаха и переговорном процессе. Не так давно он сказал, что знает о переговорах по урегулированию столько, сколько знает Серж Саргсян. Пустопорожнее бахвальство, как правило, присуще людям малосведущим и поверхностным, зрелые политики не страдают подростковым сознанием, постоянно толкающим на путь самоутверждения за счет предшественников.
ИНТЕРВЬЮ ТРЕТЬЕГО ПРЕЗИДЕНТА ЛИДЕРА РПА СЕРЖА САРГСЯНА каналу "АрмНьюз" не оставило ни малейших сомнений в том, что переговорное наследие не догма, а руководство к действию, которое способно внести коррективы даже в нынешнюю катастрофическую ситуацию. Политик ответил на озвученные в его адрес обвинения Пашиняна, выразив уверенность, что его высказывания не будут опровергнуты международными партнерами, которые периодически опровергают то, что говорит Пашинян.
Отвечая на вопросы общественных организаций и СМИ, Пашинян под занавес 2021 г. заявил: "Карабах еще при прежних руководителях Армении утратил все теоретические и практические возможности не находиться в составе Азербайджана". Расшифровка этого ущербного тезиса выглядела еще потешнее, чем сам тезис: "Еще в 1991 г. заключением соглашения о создании СНГ, которое в 1992 г. ратифицировал парламент Армении, Ереван признал территориальную целостность Азербайджана". Из этого объяснения следует, что Пашинян просто не в курсе, каким образом признается территориальная целостность государств, его в эту "тайну" не посвятили!
В интервью популярному телеканалу третий президент по пунктам опроверг все обвинения, предъявленные прежним руководителям Армении, указав на то, что Пашинян защищает интересы Азербайджана, пытаясь скинуть с себя вину за поражение в 44-дневной войне. Разумеется, Саргсян не выступил бы с интервью только ради опровержения заявлений Пашиняна. Третий президент четко обосновал свое появление на публике заявлением о том, что, "несмотря на катастрофическую войну, невзирая на капитуляцию, еще есть возможности". Ради этих возможностей Саргсян предпринял очередную попытку объяснить властям, по какой дороге следует двигаться дальше, хотя и дал понять, что режим Пашиняна на это не способен. "Мы должны очень резко предъявить требования и не только на словах. Если мы нормально представим эти требования, то, я полагаю, что спустя некоторое время уже сможем говорить о восстановлении переговорного процесса", - подчеркнул он.
Агитпроп имитировал опровержение "по существу"…
Саргсян опроверг высказывания Пашиняна и членов его хунты о том, что после апрельской войны 2016 г. на руководство Армении было оказано давление. По его словам, сопредседатели представили новые предложения, которые не нарушили "красные линии": ценою прекращения 4-дневной войны вовсе не был отказ армянской стороны от своих принципов!
ТРЕТИЙ ПРЕЗИДЕНТ ВО ВСЕХ ДЕТАЛЯХ ОБЪЯСНИЛ, куда и как продвигался процесс урегулирования до апреля 2018 г., указал на возможности что-то изменить сегодня в пользу армянской стороны. Именно по этой причине интервью от первого до последнего тезиса подверглось обструкции со стороны пашиняновского агитпропа. Эта обструкция выявила истинные планы режима относительно дальнейшей судьбы Республики Арцах…
Рамки одной публикации не позволяют представить весь спектр потешных "опровержений", из которых следует, что пашиняновский агитпроп просто не дорос для внятной аргументации. В телеобозрении на тему интервью Саргсяна приводились выдранные из контекста отрывки ответов президента на вопросы телеведущего, после чего следовал комментарий, который не имел к цитируемому отрывку ни малейшего отношения. Агитпроп банально шельмовал ответы Саргсяна, имитируя опровержение "по существу".
Агитпроп Пашиняна действует в духе славных традиций оболванивания: не важно, что на аргументы третьего президента не нашлось контраргументов, - важно, чтобы обыватели, которые не в курсе деталей переговорного процесса, "повелись" на интонацию опровержения, чтобы у них сложилось впечатление, что режим опроверг все тезисы Саргсяна.
У телезрителей сложилось впечатление, что тезисы третьего президента парировал лично Пашинян, тем более, что телеобозрение повторило любимую ссылку Никола на известное выступление Саргсяна с трибуны парламента во время его (Саргсяна) избрания на пост премьер-министра. В том выступлении он дал характеристику состояния переговорного процесса на конкретный отрезок времени. На этой характеристике Пашинян по сей день строит свои обоснования по части переговоров и пытается оправдать себя за ложь образца 2019 г. о том, что переговоры, якобы, не идут. О том, что на столе переговоров поэтапный вариант урегулирования армянское общество, напомню, узнало от министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова.
"Вы слышали от нынешних высокопоставленных лиц Армении, как должна разрешиться проблема Карабаха? Самое большее, на что они способны, - это ссылки, как после войны, так и до нее, на программу правительства. Почему? Стесняются? Или, как они говорят, есть устные договоренности, которые им мешают?", - задался вопросом третий президент. Ответ на него очевиден: конечно, им что-то мешает сказать, что вопрос о статусе Республики Арцах еще не решен. Они не могут повторить фразу Саргсяна о том, что Арцах никогда не будет в составе Азербайджана, как говорится, кишка тонка!
Зато официальный Баку устами Алиева говорит о том, что конфликт исчерпан, а потому сопредседатели Минской группы не должны заниматься урегулированием. В свою очередь, Москва заявила, что ожидает от Баку и Еревана официальной реакции на возобновление визитов сопредседателей Минской группы в регион.
В ходе упомянутых ответов на вопросы общественных организаций и СМИ Пашинян указал на то, что Баку и Ереван не могли прийти к согласию даже по срокам проведения референдума. Саргсян на это ответил, что у армянской стороны не было особого желания договориться по этому вопросу, и Азербайджан мог, вообще, не согласиться на референдум. "Именно поэтому я говорю, что единственным вариантом урегулирования было пакетное решение. Пакетное решение не дает возможность ни одной из сторон получить то, что она хочет… Да, именно поэтому сдавались 5 районов, а два оставались. Пока не состоялся бы референдум, эти два – Лачин и Кельбаджар - должны были остаться", - подчеркнул он.
"Азербайджанцы оказались перед выбором…"
По словам третьего президента, полученные после апрельской войны предложения Алиев расценил, как принуждение к признанию независимости Арцаха. " Азербайджанцы оказались перед выбором: либо провести референдум, оставив Карабах вполне легитимно вне состава Азербайджана, либо оставить Лачин и Кельбаджар", - заявил он.
"ЕСЛИ ИХ ЭТО УСТРАИВАЛО, ПУСТЬ БЫ ТАК И СДЕЛАЛИ. В Лачин и Кельбаджар переселялись армяне, которых выдворили с других территорий, и с тех 5 районов тоже переместились бы туда и жили бы до того времени, когда Азербайджан пожелал бы провести референдум. Стояли бы миротворцы, армия Армении, силы обороны Нагорного Карабаха, и было бы одобрение международного сообщества. В этих условиях возобновление военных действий было бы гораздо более болезненным для Азербайджана", - подчеркнул третий президент.
Саргсян сообщил, что у него под рукой есть все документы по переговорам, все предложения сопредседателей, однако он не считает корректным предать их огласке. "Я не переговорщик, но я был им. Я был для этих людей партнером, причем, надежным партнером, стоит ли сейчас публиковать эти документы? Да, я имею под рукой все документы, все предложения сопредседателей, однако без согласования с ними не считаю корректным предать их огласке. Если возникнет крайняя необходимость, я это сделаю", - сказал третий президент.
Все три этапа – от ответов Пашиняна на вопросы общественных организаций и СМИ до интервью Сержа Саргсяна и опровержений агитпропа подвели мыслящую публику к закономерному вопросу: есть ли, вообще, смысл говорить с воинствующим дилетантом о вопросах государственного значения, о будущем Армении и Арцаха? Даже в условиях, когда речь идет о том, быть или не быть армянской государственности и Арцаху, Пашинян преследует только одну цель - самоутвердиться любой ценой, включая массовое оболванивание неискушенных обывателей.
Отношение главы исполнительной власти к тому, что сказал, и о чем предупредил третий президент, напомнило один из позорных эпизодов 44-дневной войны, который сегодня редко вспоминают. Речь о видео-обращении к народу, в ходе которого Пашинян потребовал, чтобы никто не ставил под сомнение его талант и навыки верховного главнокомандующего. Сегодня он пытается внушить массам, что знает о переговорах столько, сколько Серж Саргсян.
Деятель с подростковым сознанием на 4 году пребывания у власти все еще продолжает "отвергать Сержа", паразитировать на его переговорном наследии и самоутверждаться за его счет. Он такой же "переговорщик", как и "верховный главнокомандующий", который сдал 75% территории второй армянской республики и пустил оккупантов в Сюник и Гегаркуник.
Марина Мкртчян, "Голос Армении"