Президент Турции предложил себя в качестве "бепристрастного и объективного посредника" для переговоров по мирному решению спора о перспективах расширения НАТО на восток. Может ли государство, уже 70 лет являющееся членом Альянса, быть нейтральным посредником?
Реджеп Тайип Эрдоган еще в конце прошлого года заявил, что готов взять на себя посредническую миссию в урегулировании российско-украинского конфликта, связанного с желанием Киева вступить в Североатлантический блок. После недавнего визита в столицу Украины турецкий президент решился вновь озвучить свое предложение и сделал это уже увереннее.
18 февраля Эрдоган в третий раз заявил о своем желании организовать трехстороннюю встречу с участием Владимира Путина и Владимира Зеленского. Украинский лидер изначально идею одобрил. В ответ на предложение Эрдогана Зеленский заявил: "Украина готова к любому формату переговоров с Россией для установления мира".
"Если господин Путин тоже положительно отнесется к моей идее, мы сможем встретиться в Стамбуле или Анкаре", - отметил Эрдоган по возвращении из Киева. По словам турецкого лидера, для решения этого вопроса он намерен прибегнуть к "методам телефонной дипломатии".
Москва до сих пор попросту игнорировала озвучиваемые Эрдоганом предложения о посредничестве. Пресс-секретарь президента России на днях сообщил, что согласие Владимира Путина посетить Турцию с официальным визитом никоим образом не связано с инициативами Эрдогана о проведении трехсторонних встреч. Дмитрий Песков подчеркнул, что российский лидер собирается в Анкару для переговоров с Эрдоганом, и участие президента Украины в их встрече не планируется.
Создается впечатление, что Эрдоган и сам не сильно верит в то, что его инициатива имеет шансы на успех. Ведь он далеко не единственный, кто благодаря миротворчеству пытается создать себе политический капитал. Ничего нового он, собственно, не придумал. До него свои посреднические услуги в организации встречи Путин-Зеленский предлагал премьер-министр Израиля Нафтали Беннет. Он считает Иерусалим оптимальным местом для встречи лидеров России и Украины. Серьезные усилия с целью усадить Путина и Зеленского за один стол прилагал и президент Франции Эммануэль Макрон. Новый канцлер Германии Олаф Шольц тоже успел попробовать себя в роли миротворца. Столь же безуспешно.
Не обязательно сомневаться в благих намерениях кандидатов в посредники. Но бесспорно и то, что инициативы их продиктованы не только заботой о стабильности на востоке Европы, но и внутриполитическими мотивами. Репутация успешного миротворца всегда высоко ценится электоратом. А в Турции, как известно, скоро выборы.
Но давайте разберемся – та ли Турция страна, которая вправе выступать с миротворческими инициативами? Тот ли Эрдоган человек, который может, а главное хочет быть беспристрастным посредником между правителями России и Украины? На самом деле оснований для претензий на роль миротворца у турецкого лидера меньше, чем у кого бы то ни было. И дело не только в том, что лидера страны, развязавшей за последние два десятилетия как минимум четыре войны, сложно представить в роли миротворца. Главная причина в том, что Эрдоган в действительности добивается вовсе не мира и стабильности. Локальная российско-украинская война, как раз в его интересах. Он – один из ее бенефициаров. Турция, как ни одна другая страна, заинтересована в том, чтобы конфронтация поддерживалась на уровне, близком к военному. Ведь только в этом случае Анкара сможет обеспечить желанные объемы военных поставок, столь выгодных для дышащей на ладан турецкой экономики. В казну уже поступили сотни миллионов долларов от продажи Украине ударных беспилотников. А впереди еще реализация новых военных контрактов, которые окажутся под угрозой срыва, если локальная война не состоится.
Эрдоган недавно позволил себе утверждать, что Турция, в отличие от некоторых, не подливает масла в огонь, а предпринимает реальные шаги для снижения напряженности. Уместным выглядит вопрос - каким образом поставки наступательного оружия одной из сторон конфликта могут способствовать деэскалации? В Киеве не скрывают того, что связывают с турецкими "Байрактарами" надежды на возможность изменения баланса сил на линии соприкосновения в Донбассе. На этом фоне предложение Эрдогана о посредничестве выглядит по сути оскорбительным.
Турецкий лидер не раз откровенно высказывался о том, что в российско-украинском конфликте поддерживает Киев. Он продолжает называть действия России в отношении Крыма аннексией и подтверждает свою готовность и впредь поддерживать вступление Украины в НАТО. В таком случае, как же он может быть беспристрастный посредником? Его высказывания и оценки позволяют считать его не нейтральным посредником между сторонами, а частью одной из сторон. Владимир Путин однозначно дал понять, что в случае вступления Украины в НАТО, война между Москвой и Киевом будет означать войну между Россией и НАТО. Если Турция настаивает на расширении альянса на восток, значит сама себя позиционирует этим как противника России. В таком случае, о каком нейтральном посредничестве речь?
Бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества министерства обороны России, президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов в своем недавнем обращении к президенту России Владимиру Путину призвал назвать роль Турции в конфликте правильным словом.
Действия Анкары в отношении Москвы, по убеждению генерала, откровенно враждебные. Умудренный опытом военачальник не сомневается в том, что в случае вооруженного конфликта на востоке Украины, Турция вступит в войну против Москвы и попытается напасть не только на Крым, но и на Армению. "Президент Реджеп Эрдоган четко заявил на чьей стороне будет воевать Турция. И можно предполагать, что двум полевым армиям и флоту Турции будет приказано "освобождать" Крым и Севастополь, а, возможно, и вторгнуться на Кавказ".
Нет сомнений в том, что аналитики генштаба имеют конкретный план на случай подобного развития событий. Степень исходящей от Турции угрозы представляют и в Кремле. И согласие Владимира Путина нанести визит в Анкару вовсе не означает, что президент видит в Эрдогане друга. Предстоящие переговоры обещают быть трудными.
Артем Ерканян, https://ru.armeniasputnik.am/