Подписание российско-азербайджанской декларации о союзническом взаимодействии стало показателем провальной внешней политики армянской власти, а признание Россией ЛНР и ДНР лишний раз продемонстрировало бездарность нынешней армянской внешней политики, полной грубейших антигосударственных ошибок, в числе которых непризнание во время 44-дневной войны Республики Арцах, заявили члены оппозиционных фракций «Армения» и «Честь имею» армянской делегации Евронест во время совместной пресс-конференции.
ПО СЛОВАМ СЕКРЕТАРЯ ФРАКЦИИ «ЧЕСТЬ ИМЕЮ» РЕСПУБЛИКАНЦА АЙКА МАМИДЖАНЯНА, выступление президента России и действия Госдумы в последние дни показали, что обязана была сделать Армения во время 44-дневной войны – признать независимость Арцаха. Он напомнил, что в дни Апрельской войны 2016-го в ходе встречи с послами стран-членов ОБСЕ Серж Саргсян заявил, что в случае продолжения войны еще несколько дней Армения признает Республику Арцах. Мамиджанян также напомнил, что президент России в своих интервью осенью 2020 года упрекал Армению в том, что она даже не признала Республику Арцах. По словам депутата, почему этого не произошло в ходе 44-дневной войны, вне всякой логики. «Так что признание Россией ЛНР и ДНР оцениваю в двух контекстах. Во-первых, очередного подтверждения в международной политике права народа на самоопределение. Во-вторых, в контексте очередной констатации, что власти РА во время 44-дневной войны в числе иных антигосударственных ошибок допустили еще одну - грубейшую с точки зрения международных отношений ошибку, - не признав Республику Арцах», - отметил Мамиджанян.
Что касается установления российско-азербайджанских союзнических отношений, то, по словам республиканца, «невозможно обижаться на своего союзника за то, что он не делает более того, что должен делать ты сам». Интересно, будет ли отозван и заменен посол Армении в РФ, как это произошло бы в нормальных странах, впрочем, очевидно, что в нашем случае этого не произойдет, отметил Мамиджанян. «Более того, Армения понесла огромную потерю в том плане, что не смогла быть предсказуемым и доверенным союзником России на Южном Кавказе, в результате чего еще одна страна Южного Кавказа получила статус союзника», - отметил Мамиджанян. По его словам, более чем очевидна необходимость парламентского контроля в отношении МИД РА, к которому накопилось множество вопросов об эффективности его работы в плане того, как получилось, что России понадобился еще один союзник на Южном Кавказе.
СОГЛАСИВШИСЬ С КОЛЛЕГОЙ, ЧЛЕН ФРАКЦИИ «АРМЕНИЯ» ДАШНАКЦАКАН АРТУР ХАЧАТРЯН, заявил, что подписание российско-азербайджанской декларации о союзническом взаимодействии стало показателем провальной внешней политики армянских властей. «Мы потеряли старых друзей, новых друзей не обрели. Отношения с Россией капитальным образом провалились, очевидцами чего являемся все мы в ежедневном режиме. Этот документ показывает, что в отношениях что-то не так. С Европой наши отношения ничем не лучше, а может и хуже, чем были. С США также нет никаких подвижек, о чем свидетельствует также последнее заявление Посольства США. Отношения с Китаем находятся на таком низком уровне, что в дни войны Китай был представлен в Армении на уровне второго секретаря, это - результат того, что в апреле 2019-го вместо участия в грандиозной международной конференции «Один пояс, один путь» в Пекине премьер Армении жарил шашлыки на проспекте Баграмяна. Отношения с Ираном не лучше… Словом, то, к чему мы пришли, является следствием всего этого», - отметил Хачатрян.
Что касается признания ЛНР и ДНР, по словам дашнакцакана, право на самоопределение это исключительное право, о чем не раз заявили в ходе прошедшей в Ереване сессии Евронест все четыре оппозиционных члена армянской делегации. «Призывы другим странам в дни войны признать Республику Арцах не могли возыметь свое действие, если сама Армения этого не сделала. Теперь сами решайте, это было со стороны армянских властей наивностью или просто лицемерием, дескать, мы приложили все усилия, но, что поделать, не получилось. Право на самоопределение является исключительным правом и, когда его противопоставляют территориальной целостности, то призываю ознакомиться с консультативным мнением Международного суда ООН от 2010 года, в котором говорится, что это положение относится к состоявшимся государствам, но не запрещает какому-либо народу в одностороннем порядке провозгласить независимость», - подчеркнул Артур Хачатрян.
ПО СЛОВАМ ДЕПУТАТА ФРАКЦИИ «АРМЕНИЯ» АРТУРА КАЗИНЯНА, в формирующихся сегодня новых реалиях, право народа на самоопределение получает наибольший вес и значение в международных отношениях, что должно стать для будущих властей РА определяющим, чтобы понять, какую стратегию следует разработать для уточнения будущего правового статуса Арцаха. «То, что Россия и Азербайджан решили заключить договор о союзническом взаимодействии, еще не означает, что они стали союзниками. Не следует забывать, что тот же Алиев подписал аналогичный документ в Шуши, согласно которому Азербайджан взял на себя ровно обратные обязательства с обратным геополитическим и силовым полюсом. И между этих двух обязательств Азербайджану будет очень трудно маневрировать. Кроме того, это вызывает дополнительные риски во внутриполитической ситуации Азербайджана, поскольку турецкое влияние там достаточно велико, и не исключено возникновение проблем именно для власти Алиева. То есть не нужно спешить, считая с подписанием документа союзнические отношения уже свершившимся фактом. Потому что процесс только начинается и в Азербайджане, учитывая степень русофобии, далеко не все согласны на союзнические отношения с Россией. Кроме того, визит Алиева в Украину, договоренности с Зеленским и обязательство признать территориальную целостность Украины и т.д. – все это создает угрозы для поднятия российско-азербайджанских отношений на союзнический уровень. Это первый опыт, и как он пройдет на практике и какие проблемы создаст для алиевской власти, увидим в ближайшее время», - отметил Казинян.
По его словам, оппозиции и народу следует сосредоточиться на том, как избавиться от этой бездарной власти, сформировать основанную на национальных государственных интересах власть, разработать концепцию внешней политики, инвентаризировать интересы и на этой основе осуществлять конкретную, основанную на национальных государственных интересах внешнюю политику. «В любом случае Армения остается в нашем регионе единственным стратегическим предсказуемым и доверенным союзником, хотя бы на этом этапе», - заключил оппозиционер.
КОММЕНТИРУЯ ЗАЯВЛЕНИЕ МИД РА О ТОМ, ЧТО В ПОВЕСТКЕ АРМЕНИИ нет вопроса признания ЛНР и ДНР, Артур Хачатрян прежде всего напомнил о завтрашней встрече спецпредставителей Армении и Турции. Она, по словам дашнакцакана, будет на самом деле имитацией переговоров, поскольку все озвученные Эрдоганом 19 сентября прошлого года по дороге в США предусловия власть Армении выполнила. И на этом фоне нельзя ожидать, что власти Армении заявят, что признание ЛНР и ДНР - хороший пример для нас и народа Арцаха, который должен продвигать на международной арене свое право на самоопределение.
Подобная поспешность МИД РА для республиканца Айка Мамиджаняна непонятна. «Озвучивать официальную позицию армянской стороны, причем в довольно категоричной форме, мне непонятно. Потому что, отставив в сторону отношения с нашим стратегическим союзником, здесь налицо вопрос международного права с точки зрения реализации права наций на самоопределение. Поспешное заявление подобной позиции официальным Ереваном, мягко говоря, нелогично. Заметьте, я говорю не о содержании позиции, а о поспешности. Потому что страны, имеющие равноценный Армении статус в плане союзничества, геополитики и прочее, пока подобной поспешности не проявили: Турция не в счет, она является членом НАТО, но даже Грузия позицию еще не высказала. В целом же не понятно, почему нынешние власти не проявляют подобной поспешности в плане предоставления информации и выражения позиции по части отношений Армения-Турция, учитывая, что мы обо всем узнаем от Чавушоглу и Эрдогана. Ответы на все эти вопросы мы попытается выяснить у МИД в ходе очередной парламентской сессии на следующей неделе, но подобный подход и поспешность, мягко говоря, непонятно», - заключил Айк Мамиджанян.
Аревик Чилингарян, "Голос Армении"