В ходе дискурса о статусе Арцаха иногда может быть неправильно воспринято, что внедрение международных механизмов безопасности и защиты прав человека может стать основой для еще одной аннексии Арцаха Азербайджаном. Об этом пишет на своей странице в Facebook Защитник прав человека (омбудсмен) Республики Арцах Гегам Степанян. Цитируем запись омбудсмена Арцаха по публикации ФактИнфо.
«ПОДОБНЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕСТВА должны быть полностью развеяны представлением не только многочисленных военных преступлений, совершенных Азербайджаном в ходе войны 2020 года, не признающих границ проявлений антиармянства, но и дискриминационной и губительной ситуации для армян Арцаха в период 70-летнего подчинения Азербайджанской ССР.
Факты недавнего прошлого, зафиксированные в статистических бюллетенях советского времени, ясно и недвусмысленно показывают явные проявления дискриминации. Однако следует обратить особое внимание на тот факт, что подобная дискриминационная политика проводилась руководством Азербайджана в период советского интернационализма и братства, что и показывает отсутствие какого-либо механизма, который сдерживал бы Азербайджан от его неизменной цели выселения армян Арцаха и прямого присвоения ее территории.
- Изданные в советские годы официальные карты показывают, что сформированные в пределах небольшой части исторического Арцаха границы и территории Нагорно-Карабахской автономной области в течение 70-летнего существования Советского Азербайджана постоянно менялись, в результате чего армяне Нагорно-Карабахской автономной области потеряли сухопутную связь с Арменией. Кроме того, вблизи армянских населенных пунктов области были искусственно созданы населенные азербайджанцами поселения, которые вскоре были выведены из подчинения области и переданы в подчинение соседних азербайджанских районов. Как правило, эти азербайджанские поселения располагались в стратегически важных территориях, вблизи дорог, на плодородных пахотных землях или рядом с ними и с нескольких сторон окружали армянские поселения.
- Политика изменения демографического состава населения Нагорно-Карабахской автономной области в пользу азербайджанцев проводилась всегда, особенно начиная с 1960-х годов. Этот факт также зафиксирован в интервью лидера Советского Азербайджана, бывшего президента Азербайджана Гейдара Алиева с азербайджанскими СМИ, в котором он утверждал, что проводил политику, направленную на изгнание армян из Нагорного Карабаха и заселение региона азербайджанцами. В результате армянское население области, имевшее высокие темпы естественного прироста, все же не росло, а росла численность азербайджанцев. С открытием Степанакертского пединститута в Степанакерт были привезены тысячи азербайджанцев из сопредельных с НКАО районов, у которых была одна задача: после окончания учебы остаться в Степанакерте.
- В ОТНОШЕНИИ НАГОРНО-КАРАБАХСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ проводилась дискриминационная экономическая политика. Перед колхозами ставились такие высокие планы, которые не соответствовали их потенциалу. На самом деле НКАО производила много, а финансирования от бакинских властей получала несравненно меньше, чем собственное производство. Это в том случае, когда соседние азербайджанские районы, не имевшие такой продуктивности, имели более высокий уровень жизни. Область стала сырьевым придатком Азербайджанской ССР. Ряд учреждений и немногочисленные промышленные предприятия области были искусственно и необоснованно переданы в ведение районов, не входящих в состав НКАО, на расстоянии 40-100 км (например, Степанакертский хлебозавод некоторое время находился под юрисдикцией Акна (Агдам), строительное управление области – расположенному в 120 км Мингечауру, Степанакертский цементно-бетонный завод подчинялся Бардинскому району (60 км) и т. д.
- Всякий раз, когда интеллигенция Нагорно-Карабахской автономной области и Армянской ССР поднимала вопрос о восстановлении исторической справедливости и возвращении области в состав Армянской ССР, руководство Советского Азербайджана строило фиктивные программы по улучшению жизненного уровня, которые на практике не были реализованы и имели цель пустить пыль в глаза Москве и дезориентироваться от поднятых проблем.
- Несмотря на то, что с 1950-х годов Армянская Апостольская церковь начала более активную деятельность по сохранению духовных традиций армян, Арцахская епархия была вновь открыта только в 1989 году. Армянские церкви Арцаха были превращены в хлева и склады. В то время, как мусульманские традиции сохранялись и свободно реализовались в различных общинах Азербайджана, в Арцахе армянские духовные и культурные традиции подавлялись и уничтожались.
- Около 70 лет армянское население Нагорно-Карабахской автономной области было лишено возможности слышать свой родной язык по телевидению и приобщаться к родной культуре. Область не имела отдельного телевидения, армянский телеканал в НКАО не вещал, вещало только азербайджанское телевидение, которое два раза в неделю по полчаса на армянском языке транслировало новости об Азербайджане и азербайджанцах.
Это факты, зафиксированные в статистических бюллетенях того периода и в печати. В письме центральным властям Москвы в 1960-е годы интеллигенция Арцаха высказала следующую мысль: ''Наше положение сейчас хуже, чем в 1918-1920 годах, во время турецко-мусаватско-британского завоевания. Все происходит под видом дружбы и братства.''
========================
ВНИМАНИЕ! Предлагаем читателям подписаться на ДЗЕН-канал ИЦ «ЕРКРАМАС», где будут размещаться публикации, имеющие особую важность, либо не попавшие по каким-то причинам на сайт yerkramas.org.
========================
ИМЕЮТСЯ И ДРУГИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ДИСКРИМИНАЦИИ, отделения армянства НКАО от проживающих в Армении армян, о чем свидетельствуют очевидцы и жившие в то время люди:
- В Степанакерте очень трудно найти дома и здания из армянского розового туфа, потому что он был запрещен по той причине, что напоминает армянам НКАО об Армении. По поводу возведения памятника «Мы – наши горы» (Дедо и Бабо) из туфа велись долгие споры, так как Баку был против возведения памятника, тем более из этого туфа.
- Улицы Степанакерта были названы непонятными для армян, неизвестными и ни о чём не говорящими азербайджанскими именами. Было несколько улиц, названных в честь выдающихся армянских деятелей. В основном они были известными личностями в советское время.
- Умышленно создавались препятствия для специалистов, полученных высшее образование в Ереване, чтобы не имея работы, они покинули НКАО.
- В Степанакерте был дефицит многих продуктов, тогда как все можно было найти на рынках Акны (Агдам), что в 40 км от Степанакерта. Обычно во время различных мероприятий степанакертцы для покупок ездили в Акну.
Является ли статус целью или средством, от этого реалии с точки зрения прав человека и преступных намерений Азербайджана не меняются», - написал Гегам Степанян.