Законодательная власть озаботилась внедрением в Армении новой культуры, чреватой для власти исполнительной серьезными проблемами, в частности, отказом от порочной практики расходовать бюджетные средства только для того, чтобы их израсходовать. Ожидается, что последняя будет сильно сопротивляться. Речь о программном бюджетировании, или о бюджетировании, ориентированном на конкретный результат, которое при поддержке германских советников из GIZ Национальное Собрание пытается примерить на главный финансовый документ Армении.
Впрочем, осуществлять реформирование бюджетной системы нужно пошагово, от сферы к сфере, и до конечного результата еще далеко, уверен председатель парламентской комиссии по финансово-кредитным и бюджетным вопросам Гагик Минасян. Тем более если учитывать, что правительству не очень-то понравится постоянно находиться под бдительным оком парламента и общественности.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ПРАВИТЕЛЬСТВУ, КОТОРОЕ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ БЮДЖЕТА ОРИЕНТИРУЕТСЯ на обслуживание государственной машины и удовлетворение ее аппетитов, вряд ли захочется получать и, главное, расходовать средства исходя исключительно из ожидаемого конечного результата. А так само распределяет средства, само расходует и отчитывается о выполнении бюджета. Причем формирует бюджет по классическому принципу "столько, сколько нужно", расходуя нередко неэффективно, ибо не указывает предполагающийся ожидаемый результат и гордо отчитывается о выполнении статей и в целом бюджета с уверенностью на положительную оценку.
Между тем с некоторых пор парламент даже оценку отчету о выполнении бюджета не дает, а принимает отчет лишь к сведению. А точнее, с 2005 года, с тех пор как Контрольная палата стала самостоятельной независимой структурой, выйдя из состава НС, парламент не может осуществлять одну из важнейших, возложенных на него Конституцией обязанностей - контролировать. Для этого, оказывается, нужен закон наподобие закона о Контрольной палате, регламентирующий контрольные цели, методы и функции парламента. А его нет - представляете?! Вот уж действительно сапожник без сапог: у законодательного органа нет закона для того, чтобы он вновь обрел предоставленную ему 77-й статьей Основного Закона страны контрольную функцию. (Кстати, отчет Контрольной палаты о проделанной работе парламент также лишь принимает к сведению.) Может, поэтому мирно кимарящие под монотонный бубнеж очередного министра или с безразличием наблюдающие за действом под названием "Представление проекта бюджета на будущий год" или "Отчет о выполнении бюджета прошлого года" депутаты давно уже стали классикой жанра.
Но такой же классикой жанра выступают и представители правительства, не владеющие (хотя по долгу службы должны) программным бюджетированием, не способные объяснить, откуда взята, почему заложена в бюджете именно эта цифра, а не другая. Зампред комиссии по кредитно-финансовым и бюджетным вопросам - дашнакцакан Арцвик Минасян считает, что вместе с реформированием бюджетной системы следует забить и эту брешь: провести обучающие курсы. Кто, как и на какие средства это будет делать, он не сказал. Но привел лишь один из множества примеров. В ходе обсуждения бюджета-2011 министру иностранных дел был задан вопрос: согласно показателям, в 2011-м дипшкола при МИД должна дать 22 выпускника, но откуда взята эта цифра и будут ли выпускники трудоустроены? Вопрос оказался на засыпку. Не выдерживали подобного экзамена как нынешние, так и бывшие министры. Помнится, экс-министр соцобеспечения Г.Петросян весьма витиевато объяснял депутатам, почему в кризисный год количество нуждающихся в семейном пособии семей должно сократиться, причем настолько, что сэкономленных средств хватит на выдачу компенсаций по сбербанковским вкладам…
НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ НАЧАЛОСЬ СИЛЬНО СМАХИВАЮЩЕЕ НА ДЕЖУРНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ отчетов министерств и ведомств о проделанной работе и выполнении приоритетных задач в течение первого полугодия. Аналогичными были и прошедший в мае отчет перед парламентом о выполнении бюджета прошлого года, и состоявшееся осенью 2010-го обсуждение проекта бюджета на нынешний год, к которым депутаты не проявили особого интереса. Что, однако, неудивительно. Ведь мероприятия эти, пока министры оперируют примерными цифрами, а бюджетная политика придерживается классической схемы, явно из категории "сам пою - сам играю"...
Когда проект бюджета приносят в НС, многие задаются вопросами: что даст государству в конечном итоге этот толстый документ и как измерить его эффективность? Именно на измерение этой самой эффективности и нацелено программное бюджетирование. Суть его заключается по большому счету в том, чтобы общественность могла по результату оценить работу действующего правительства, ориентируясь на представленные изначально точные расчеты и прогнозы. И игры из серии "извините, ошибочка вышла" здесь не проходят, они чреваты резким снижением общественного доверия. И наоборот. Оно повышается, когда правительство формулирует и ставит перед собой четкие задачи и, главное, решает их, когда рядовые налогоплательщики видят, на что идут их деньги.
Впрочем, одного лишь указания в расходной статье конечного результата недостаточно. Оба Минасяна уверены, что необходимо также инвентаризировать всю государственную собственность, зарегистрировать и оценить ее. С тем чтобы правильно распределять бюджетные средства и направлять их в нужном направлении в соответствующих размерах. Ибо значащиеся при министерствах и ведомствах многие непрофильные учреждения не выполняют задачи и функции, предписанные им государством. Для полноты картины следует вернуть НС контрольные функции, на что в результате бюджетной реформы оба Минасяна искренне надеются.
Аревик ЧИЛИНГАРЯН, "Голос Армении"