Иранские военные готовятся к любым сценариям, но прежде всего их волнует вопрос так называемого «Зангезурского коридора». Об этом в беседе с VERELQ заявил научный сотрудник Центра ближневосточных и африканских исследований Института международных исследований МГИМО Адлан Маргоев.
Новости Арцаха - https://yerkramas.org/tag/37467/novosti-Arcaxa
Новости Армении - https://yerkramas.org/tag/37462/novosti-Armenii
По его словам, Иран по серьезному не ощущает военной угрозы со стороны Баку. «Иранские военные готовятся к любым сценариям, но прежде всего их волнует вопрос так называемого «Зангезурского коридора». Иранские специалисты убеждены в том, что в лице Турции НАТО стремится получить доступ к Каспию и одновременно лишить Иран свободной границы с Арменией. Оба события видятся Ирану неприемлемыми», - считает эксперт.
В Тегеране, пояснил он, внимательно наблюдают за ситуацией на Украине и на Кавказе. Но у них скорее ощущение того, что Россия и Турция лучше находят общий язык, чем Россия и Иран.
«Ирану нет необходимости замещать Россию на Южном Кавказе, потому что они видят не освободившееся от российского влияния пространство (лишь некоторым в самом регионе ошибочно кажется, что Москва способна держать в фокусе только одно направление внешней политики), а пространство, в котором без противодействия России и вопреки желанию Ирана укрепляется Турция. Вот что заботит иранских специалистов, а не умозрительные представления о слабеющем влиянии и внимании России в регионе», - считает Маргоев.
С 2021 года противоречия между Ираном и Азербайджаном, имеющие исторические, этнические и геополитические корни, планомерно усилились.
Иран - страна с мусульманским большинством шиитов, которые преобладают и в Азербайджане. В связи с этим усиление политического ислама в Азербайджане вызывает беспокойство властей этой страны, являющихся сторонниками светского государства. Иран традиционно имел более тесные связи с Арменией, соседом и историческим соперником Азербайджана, в то время как Азербайджан установил более тесные связи с Турцией, региональным соперником Ирана.
Помимо этого, Иран и Азербайджан, будучи экспортёрами энергоресурсов, имеют конкурирующие энергетические интересы в регионе. Важным раздражителем в отношениях Тегерана и Баку являются вопросы безопасности, точнее фактор Израиля в регионе, перед которым азербайджанские власти распахнули свои двери.
Иран выражает озабоченность по поводу тесных отношений Азербайджана с Израилем и Соединенными Штатами, которые являются геополитическими противниками Ирана. Тесные военные связи Азербайджана с Израилем, в частности, вызывают беспокойство в Тегеране.
Эти противоречия время от времени приводили к дипломатическим ссорам и напряженности между двумя странами, которые доходили до демонстрации мускулов. В конце прошлого года Иран, а затем Азербайджан с Турцией провели зеркальные военные учения у азербайджано-иранской государственной границы. В программу маневров с обеих сторон входило форсирование реки Аракс, по которой проходит государственная граница между Азербайджаном и Ираном.
В этой связи азербайджанские аналитики и СМИ указывают на то, что за последние 25 лет Иран ни разу не провел военных учений на этих участках границы, когда территории к северу от пограничной реки Аракс были частью Нагорно-Карабахской Республики.
Еще больше обострило и без того сложные взаимоотношения между двумя соседними странами нападение на посольство Азербайджана в Тегеране в конце января. Азербайджанские СМИ и официальные лица сразу отмели иранскую версию событий, сводящую к тому, что «в мотивах нападавшего были личные и семейные проблемы».
Министерство иностранных дел Азербайджана распространило заявление, в котором назвало произошедшее «вероломным террористическим актом» и заявило, что иранские власти не предприняли никаких действий после того, как их предупредили о поступавших посольству угрозах. Тогда сотрудники посольства и члены их семей были эвакуированы из Ирана.
Похоже снять тему наращивания противоречий между Тегераном и Баку не получается, особенно на фоне углубления азербайджано-израильской военной кооперации и постоянных угроз Азербайджана прорубить так называемый «Зангезурский коридор» силой. Почувствовав угрозу для Сюникского региона Армении и своей границы с ней Иран даже поспешил открыть там свое консульство. А министр иностранных дел ИРИ Хоссейн Амир Абдоллахиан в ходе визита в Ереван в октябре прошлого года заявил: «Иран считает безопасность Армении и региона своей безопасностью».
В середине марта иранские военные самолеты выполнили полеты вдоль границы с Азербайджаном, в связи с чем официальный Баку выразил категорический протест Тегерану. Однако, похоже, что Иран не намерен воздерживаться от этих или других действий, что в азербайджанском сегменте соцсетей и СМИ истолковывают, как увеличение «масштабов угроз Ирана против Азербайджана».
Иранские эксперты и телеграмм-каналы проводят корреляцию между ростом напряжения в отношениях с Азербайджаном, потому что Баку ведет ситуацию в нагорно-карабахском урегулировании к новой эскалации. «Нарушение международных границ и попытка решить «Зангезурский вопрос» силовым путем, вызовет немедленную реакцию Ирана», - пишет на своей странице в Facebook Пуйа Хоссейни, основатель действующего в Армении «Центра развития стратегического сотрудничества Армения - Иран».
По его словам, в настоящее время ситуация вокруг Карабаха накаляется и появляется все больше предпосылок для возобновления вооруженного конфликта, что не может не беспокоить Иран. «Разведывательные полеты иранских ВВС проводятся вблизи северо-западной границы Ирана для наблюдения за передвижениями азербайджанских войск. Из-за напряженности на северо-западных рубежах страны повысился уровень готовности частей ПВО и ракетных частей армии и КСИР», - отмечает он, ссылаясь на иранские источники.
В заключение он констатирует, что Азербайджан, более 40% бюджета которого зависит от экспорта нефти и газа, не может тягаться с Ираном.
«Другими важными отраслями экономики Азербайджана являются бытовая и нефтехимическая промышленность, которые также связаны с добычей и переработкой нефти и газа. «Страна», единственным ресурсом для выживания которой являются 6 нефтяных и газовых скважин, сосредоточенных у берега Каспийского моря, которые очень легко, в результате нажатия нескольких кнопок, расшатают суставы, не должна пытаться «угрожать Ирану пальцем и показывать кулак»», - резюмирует он.
ИАЦ VERELQ