Памятник героям операции «Немезис», установленный в Ереване 25 апреля и названный многими «долгожданным» и «запоздавшим», могут демонтировать. Это не сюр, не черный юмор, не из области ненаучной фантастики. Это реальность времен Пашиняна – времен турецкой оккупации Армении. Реальность, в которой установление памятника героям армянского народа, рыцарям, вернувшим чувство достоинства армянам всего мира, осуществившим справедливое возмездие за полтора миллиона убитых, замученных и униженных соотечественников, названо этим самым режимом «неправильным шагом».
Новости Арцаха - https://yerkramas.org/tag/37467/novosti-Arcaxa
Новости Армении - https://yerkramas.org/tag/37462/novosti-Armenii
РЕЧЬ УЖЕ ДАЖЕ НЕ О ПРЕСЕЧЕНИИ ВСЕХ И ВСЯЧЕСКИХ «КРАСНЫХ ЛИНИЙ». Это открытый вызов всему, что до сих составляло глубинную, сакральную часть менталитета современного армянства - посягательство на память о Геноциде, и готовность предать великую национальную трагедию забвению. Это публичное признание того, что пока во главе Армении стоят турки внутренние, турки внешние могут открыто вмешиваться в наши внутренние дела, требовать, диктовать, угрожать и ставить ультиматумы - в том числе относительно самого святого, незыблемого, не подлежащего ни забвению, ни пересмотру, ни изменению.
И они, турки внутренние, будут послушно эти ультиматумы выполнять. Даже если завтра из Анкары потребуют снести Мемориал в Цицернакаберде – они и на это пойдут. С одной оговоркой: память о жертвах они будут лицемерно продолжать почитать, но турок в их гибели винить перестанут – в соответствии с турецкой версией. А вот память о героях, о тех, кто героически сопротивлялся, выжил, а потом совершил возмездие – будут яростно стирать.
Потому что туркам нужно, чтобы армяне продолжали жить с психологией жертвы и вести себя соответственно – как запуганные манкурты. Которые даже помышлять не смеют о реванше, борьбе, победах и полноценном восстановлении своего государства и своего достоинства. Именно такие «армяне» сегодня стоят во главе армянского государства и пытаются всех превратить в себе подобных.
25 апреля они вынужденно изобразили перед остатками своих фанатов «патриотизм», дав возможность Авиняну покривляться ради кресла мэра. Спустя чуть больше недели, когда их анкарские хозяева закрыли небо для спонсора пашиняновской «революции» и перекрыли ему возможность получать дивиденды от политических инвестиций, Никол пришел в ярость. Последние маски сорваны: ради денег и ради удовлетворения турок эти готовы предать и продать не только Арцах – они готовы закрыть вопрос Геноцида, забыть об ответственности Турции за полтора миллиона невинно убиенных, забыть о Западной Армении – о нашем Эргире.
Они готовы продать и предать наше нутро, нашу суть, нашу память - наше все. Лишь бы самолеты Грзо летали, лишь бы денежки капали в их карманы, и лишь бы их хозяева были довольны.
Что можно сказать человеку, задающему вопрос: «Если бы не было подобного памятника в РА, кто бы пострадал и что бы мы выиграли?». А потом заявляющему: «Я считаю, что было принято неправильное решение (об установке памятника – М.Г.), и реализация этого решения тоже была неправильной"? Не знаю. Честно – не знаю, что и как ему можно сказать, чтобы он понял.
Сказать, например, что Берлинский суд в 1921 году фактически оказался более проармянским, оправдав Согомона Тейлиряна, нежели глава Армении в 2023 году, усомнившийся в необходимости памятника героям «Немезис» в столице независимой Республики Армения?
НАПОМНИТЬ, ЧТО ЭТОТ СУД И ПРОЗВУЧАВШИЕ НА НЕМ СТРАШНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА потрясли сотни людей, а польский юрист Рафаэль Лемкин именно после него начал разрабатывать термин и теорию геноцида, основываясь на армянской трагедии?
Сказать, что операция «Немезис» стала фактическим исполнением приговоров турецких судов организаторам Геноцида, что она вернула потерявшему, казалось, все, униженному, истерзанному и измученному народу чувство национального достоинства и чести, внушила армянам слабую надежду на возрождение Родины и показала преступникам неотвратимость наказания за содеянное? Что в сегодняшней Турции виновных в Геноциде армянского народа - нелюдей, чьи руки по локоть и выше в армянской крови, - чествуют, превозносят, считают примером для подражания, но при этом пытаются запретить армянам ставить памятники героям, совершившим возмездие?
Что можно сказать Симоняну, осознанно публично пресмыкавшемуся в Анкаре перед турками все ради того же – самолетов Грзо и собственного права плевать безнаказанно на всех, кто ему не понравится? Что может пронять того, кто заявляет, что установка памятника героям операции «Немезис» не является проявлением официальной политики Армении и ее руководства, это всего лишь решение местных органов власти - «издержки демократии»?
Может, сообщить им – если не знают, - что вчера муж и жена Алиевы в оккупированном армянском Гадруте специально устроили фотосессию на том самом лобном месте, где в дни 44-дневной войны их аскеры – потомки турецких янычар убили двух гадрутцев, предварительно завернув их в армянское знамя? И не просто убили, но и еще засняли все на видеокамеру и потом выставили в соцсетях на всеобщее обозрение, доказывая, что сегодняшний турко-азер ничем не отличается от своего кровожадного предка?
Сказать… Но поймут ли?
Этим людям не нужно ничего говорить – они сами все сказали и продолжают саморазоблачаться до полного обнажения, уже не стесняясь и не чураясь ничего. На фоне бедственного положения в заблокированном 145 дней Арцахе, где 4 села лишены какой-либо связи с внешним миром – даже гуманитарной помощи, в условиях очевидной готовности Азербайджана продолжить и закончить тот Геноцид, который Турция начала в конце 19-го – начале 20 века, на фоне нескрываемых претензий террористического государства на всю территорию Армении, после всего, что произошло осенью 2020 года – он готовы лизать турку ботинки и выполнять все указания Анкары…
КСТАТИ, СЛУЧАЙНО ЛИ, ЧТО МУЗЕЙ-ИНСТИТУТ ГЕНОЦИДА ИМЕННО СЕЙЧАС начинают ремонтировать, закрывая залы на целых 2 года? Совпадение? Да неужели? Случайно ли, что после прихода Никола к власти Геноцид признала только одна страна – США, но произошло это благодаря многолетней колоссальной работе Диаспоры и правительства Армении – до Пашиняна. Когда в последний раз Никол или его соратники говорили о необходимости признания Геноцида армян? И говорили ли вообще?
Можно не сомневаться в том, что памятник героям операции «Немезис» будет демонтирован. Как со временем будут демонтированы другие неугодные туркам памятники – тому же Гарегину Нжде, Андранику, Монте, Азгалдяну... Возможно, это произойдет не завтра. Вполне возможно, что Никол уговорит своих хозяев немного потерпеть – пока он сделает все, ради чего они его привели, мол, не стоит сейчас раздражать и без того сильно недовольное общество.
Но в том, что все памятники армянским героям, армянской чести и достоинству, армянским победам – тот же мемориал в Сардарапате – будут снесены, можно не сомневаться. И Мемориал в Цицернакаберде вместе с музеем тоже будет закрыт – не сомневайтесь.
Все это неизбежно, если Пашинян останется. Если мы стерпим и это унижение. Если не осознаем, наконец, что операция «Немезис» сейчас уже не просто история. Герои этой операции восстановили национальное достоинство и вернули нам веру в справедливость и в возрождение Армении. Они сделали именно то, что жизненно необходимо было армянам тогда, и подсказывают, что именно восстановление национального достоинства и вера в справедливость нам необходимы сегодня.
Они привели в исполнение приговор, вынесенный туркам внешним – нам необходим суд над турками внутренними. Мы все должны участвовать в этом суде, все, кому дороги Армения, Арцах – Родина. Иначе нас самих снесут с нашей земли - руками внутренних турков.
Марина Григорян, "Голос Армении"