В Екатеринбурге вышли в свет поэтические сборники Анны Барсегян, члена Союза Российских писателей, Академии Российской Литературы, Российской Академии Естествознания, – «Уральская роза», «Песни мироздания».
В книге «Уральская роза» три части. В них широко представлена гражданская, любовная, пейзажная, городская, философская лирика. Здесь же опубликован цикл стихов «Горный край – Армения». Поэт пишет о природе, истории страны, Ереване, родных и близких. Обращаясь к Армении, автор уподобляет её художнику, который нарисовал красками удивительный край, подобный солнцу:
Ты краски яркие для жизни все прибрала, Ты даже солнцем этот мир нарисовала: Равнины жёлтые и гор сгоревших плечи, Но вечер твой остался тёплый нежный вечер!
С огромной любовью и нежностью пишет поэт о Ереване, библейском Арарате, к которому причалил Ной на ковчеге, чтобы спасти себя и родных от потопа:
…а мне снится край мой розовый,
весь в шелках,
вечерами – абрикосовый,
там, в горах.
…а мне снится площадь главная,
мир цветов,
там фонтаны поют ладные,
сад мой, кров.
…а мне снится птица белая
и гора ,
винограда гроздья зрелые,
песнь добра!
Впечатляют яркие картины центрального базара в Ереване, где всего вдоволь:
Здесь халва, шашлык и кунжут,
И его здесь даром дают…
И вино, что солнца красней,
Виноград, что девы вкусней!
Как напоминание звучат строки о непростом историческом пути Армении, её борьбе за независимость, за право жить и быть на нашей планете:
И вражеский клинок всегда с тобою рядом,
Истории урок, и гроздья винограда!
Анна Барсегян говорит о важности культурного наследия Армении для всех народов, ведь история Земли, её культурный ландшафт формируется из того, что создается народами на протяжении истории. В Армении многие памятники культуры насчитывают несколько тысячелетий:
Неужели, я к тебе приеду,
древний мир, где сплетены века,
и пойду по радужному следу,
и по скалам прямо в облака?!
Поднимусь по стёртым я ступеням,
вот, Эчмиадзин , а вот, Гарни!..
И поведают в тиши мне тени
Давнюю историю Земли.
Заслуживает внимания картина, в которой поэт раскрывает тайну рождения стихов и песен. Кто же помогает ей в этом? В книге «Песни мироздания» Анна Барсегян говорит: это – Земля, «седой Арарат», «воздух калёный, дынный и дерзкий», а также история, «прошлое». Они способны вдохновлять и дарить поэтические строки:
Я не сомлела, в Небе сгорела,
В той стороне, где седой Арарат.
Песни мои на правое дело
Дальше летят, всё дальше летят.
Воздух калёный, дынный и дерзкий
С Неба струится он в лоно Земли.
Я открываю волшебные дверцы
В прошлое то, куда мы вросли…
Вижу, ростки поднимаются снова
С тех берегов, где Евфрат кочевал,
И Арарат головою суровой
Мне всё кивал головою, кивал…
В предисловии к этой книге Л.Довыденко, редактор журнала «Берега», пишет: «Все три части книги: «Я обмакнула в Небо перо…», «Свет Небесный», «Душа моя…» – это поиски человеком истины, неистребимое желание найти ей словесное и музыкальное оформление, во времени и пространстве обрести альтернативу холоду и одиночеству, постичь тайну бессмертия, ощутить дыхание вселенной, оставаясь на Земле – величайшем чуде жизни, рождающем в человеке желание полёта.
В книге «Песни мироздания» есть картины удивительной красоты, будто поэт растворен в необъятной Вселенной:
Не вышла ещё Ночь из берегов,
На отмели небесной – звёзды–
Медузами лежат у облаков…
Проснутся – день воссоздан!
Большой интерес представляет раздел «Имена и лики поэтов». Он публикован в книге «Уральская роза». В стихах автор размышляет о судьбах поэтов, особенностях поэтического творчества, культурном влиянии и художественном переводе. Наряду с поэтическими размышлениями и посвящениями, Анна Барсегян предлагает читателю отрывки из своих статей.
Наряду со стихами, посвященными Уралу, славному Екатеринбургу, который отмечает в этом году трёхсотлетие, Анна Барсегян пишет, о том, как важен мир на планете, поскольку атомная война несет гибель человечеству:
А Земля – ковчег Вселенной,
Говорю вам, не шутя…
И для нас она бесценна,
Мы – её дитя!
Нужно сказать, что в этих книгах есть четверостишия. Принято думать, что миниатюры больше подходят философской лирике. Поэт с этим не спорит, а дает образцы пронзительного душевного лиризма:
Вот и зацвел миндаль, и персики на старте.
Армения моя распластана на карте.
И сгинули ветра, и солнце улыбнулось…
Жара мне – не жара, – я в счастье окунулась!
Безусловно, нужно приветствовать выход в свет книг «Уральская роза» и «Песни мироздания» и пожелать автору продолжить творить, совершенствоваться и всегда оставаться самим собой.
Гурген Саркисян