В то время как Никол Пашинян с трибуны ООН заявлял: «Давайте говорить о хорошем, чтобы хорошее случилось», Азербайджан заключил контракт с израильской компанией AS Holdings и дочерней компанией Ari Arms, которая известна тем, что занимается производством легкого стрелкового вооружения по стандартам НАТО, а также публично написал очередную главу «акта о безоговорочной капитуляции Армении».
Помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев в интервью итальянскому изданию La Repubblica вновь призвал РА сменить Конституцию, заявив о том, что военное строительство Армении должно быть «ответственным и пропорциональным», а также отметив, что «лучшим решением для Армении была бы нейтральность». Иными словами, Баку требует демилитаризации Армении.
Для любого гражданина, более или менее активно следящего за процессами в Закавказье, в заявлениях Гаджиева нет ничего нового или удивительного. Баку готовит для Армении не мирный договор, а акт о безоговорочной капитуляции, который, в числе прочего, действительно должен подразумевать и ограничение военного потенциала РА.
При прочих равных условиях заявления Азербайджана должны были привести к тому, чтобы Армения пересмотрела свою стратегию касательно переговоров с Баку. Однако вместо этого Пашинян продолжает вести процесс, направление которого еще в 2018 году обозначил бывший советник президента США по вопросам национальной безопасности Джон Болтон, призывавший Армению отказаться от «исторических стереотипов», а также по пути, конкретизированному бывшим спецпредставителем ЕС на Южном Кавказе Тойво Клааром, заявившим, что «Турция может быть полезна для установления регионального мира как ведущая страна региона».
И именно исходя из логики Болтона-Клаара, Пашинян во время визита в США встретился с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдогном и попросил содействия Анкары в подписании договора с Баку. Иными словами, Пашинян попросил Эрдогана повлиять на Алиева. Или, иными словами, Пашинян попросил Эрдогана стать посредником в армяно-азербайджанском процессе. Погодите, но как же так? Как о посредничестве, да еще и Турции, могут просить власти Армении, представители которой от Андраника Кочаряна и Артура Ованнисяна и до Никола Пашиняна заявляли о том, что посредник в переговорах не нужен так как «посредник привносит в переговорный процесс свои собственные интересы». Армянский народ хотят убедить в том, что Турция будет беспристрастным посредником? Турция, которая, в числе прочего подписала с Баку «Шушинскую декларацию», отражающую территориальные претензии к РА.
Кстати, а представители политического поля Армении не хотят дать политической оценки действиям Пашиняна по привлечению Анкары в качестве «посредника» в переговорный процесс РА и Азербайджана?
Пашинян и члены «ГД» калибром поменьше прекрасно знают, что Турция не была, и не будет никогда беспристрастным арбитром, однако в действиях власти есть прагматичный политический расчет — только в Армении, интегрированной в тюркский мир лично у них есть признанные надежды на гарантии безопасности.
Задумайтесь об этом….
Бениамин Матевосян, политолог
alphanews.am