«Гюмри покажет «ГД», где раки зимуют». «Гюмри докажет...». «С Гюмри начнется успех новой борьбы с режимом». «С Гюмри началась эпоха Никола, оттуда и начнется ее конец...». И что? Что показал и доказал Гюмри? Естественно, имеется в виду не сам город и его жители, а выборы и политические дрязги, там происходящие. Так что же выявил Гюмри?
А НИЧЕГО, КРОМЕ НЕСПОСОБНОСТИ МЕСТЕЧКОВЫХ ЭЛИТ НАЙТИ В СЕБЕ РЕШИМОСТЬ уверенно переступить через собственные амбиции и обиды ради целей и интересов высшего порядка. Еще Гюмри показал глубокий кризис оппозиции на республиканском уровне, которая на словах вроде бы не против принципиального объединения ради общей задачи - свержения власти босяков, но в реальности не обладает достаточной силой и авторитетом для принуждения удельных князьков, от ее лица баллотирующихся, к тактическому союзу.
4 марта Мартун Григорян все же «через не могу» заявил о своей поддержке Вардана Гукасяна. Но это уже никак не спасет растраченный, а точнее, безрассудно промотанный кураж, драйв «гюмрийской победы», сейчас уже уподобившейся скукоженному, сдутому воздушному шарику.
А ведь этот успех мог бы сгенерировать массовые протестные настроения в республике и зарядить гюмрийцев даже на шествие в Ереван, не дожидаясь общереспубликанских выборов. Можно было гюмрийское поражение «ГД» возвести в маркер краха, постигающего авантюристский режим по всей республике, и не дать Пашиняну оправиться и перегруппировать силы.
Кто сказал, что Никол после неудачи рвет и мечет, глотает пригоршнями свои психотропные таблетки, а по ночам вскакивает от кошмарных снов с гоняющимися за ним оппозиционерами? Возможно, такое и было в первую ночь после выборов, но далее психические атаки наверняка исчезли, толпы преследователей в снах сменились на цветочные букеты, и Никола охватил азарт столь любимого им наперстничества. Ведь с конфигурацией итогов армянских выборов можно сотворить все, что угодно.
И уж на это он большой мастак и обожает, когда решительно прочеркнувший галочку напротив графы с «антипашиняновской» партией избиратель вдруг на следующий день таращит в изумлении глаза, осознав, что проголосовал он, как оказывается, именно за николовцев. Ереванские муниципальные выборы вам в пример. Кто гарантирует, что это наперстничество не повторится теперь уже в день первого заседания гюмрийского авагани?
Не хочется сомневаться в гюмрийских товарищах и накликать беду, но все же?
То, что произошло с притянутым за уши оппозиционным альянсом в Гюмри, мягко говоря, нехорошо, и это доказательство абсолютного отсутствия государственного мышления и ментальности у авангарда «борцунов» с режимом из числа «хороших пацанов» («լավ տղերք»). Эгоцентричность (мое имя, мой дом, мое окружение, моя улица, мой бизнес) - единственная отправная точка князьков, не желающих видеть ничего дальше своего эго-мирка.
На большее они, к сожалению, неспособны по своей природе. Большее им чуждо по определению, как корове - искусство Пикассо. И просто обидно за то, что «наперсточник» видит повсюду в Армении подобную узколобость и раздрай, и с видимым самодовольством готов вновь проворачивать свои фокусы. Главное для него в том, что кураж победы антиниколовских сил во втором городе страны, сознательно ли или нет, оказался промотан.
Впрочем, будем оптимистами и пожелаем оппозиционерам в Гюмри успеха. А вдруг их вымученный альянс действительно есть признак осознания интересов и целей высшего порядка?
Аствацатур Тер-Товмасянц, "Голос Армении"