На территории центральной Турции, в древнем городе Шапинува (ныне - деревня Ортакой), итальянские археологи нашли уникальный бронзовый шлем XIII века до н.э. - один из немногих сохранившихся предметов военного снаряжения Хеттской империи, сообщает портал Arkeonews. Этот артефакт не только проливает свет на технологическое мастерство древнего народа, но и раскрывает связь между войной и религией в их культуре.
Хетты - индоевропейская цивилизация, доминировавшая в Анатолии (современная Турция) с XVII по XII век до н.э. К XIV веку они стали одной из ведущих держав Ближнего Востока, наряду с Египтом, Ассирией и Вавилоном. Их столица Хаттуза славилась укреплениями, храмами и архивами с тысячами глиняных табличек. Империя пала около 1200 года до н.э. в ходе так называемого коллапса бронзового века.
ШЛЕМ БЫЛ НАЙДЕН РАЗДАВЛЕННЫМ ПОД ОБЛОМКАМИ ЗДАНИЯ В ШАПИНУВЕ, предположительно погибшего в пожаре. Его конструкция - острый купол, бронзовые заклепки и защитные ушные лоскуты — говорит о боевом предназначении. Однако местонахождение на жертвенной скамье указывает на его ритуальную функцию: вероятно, шлем был поднесен в дар богу Штормов, главному военному и погодному божеству хеттов.

Подобные шлемы изображались на рельефах и печатях, где их носили как воины, так и божества. Таким образом, шлем выступал как символ силы и связи с высшими силами.
В беседе с корр. "ГА" археолог, научный сотрудник Института археологии и этнографии НАН РА Ваан АМАЗАСПЯН отметил, что хетты были новаторами в области колесничной войны и металлургии. "Шлем был известен под хурритским названием гур-сип-пи и хеттским хупрушхи,- сказал В. Амазаспян.- Его форма напоминает изображения на Королевских вратах Хаттузы, что говорит о стандартизации военного снаряжения и важности визуального символизма. Интересно, что бронзовые шлемы использовались не только на поле боя, но и в дипломатии. Исторические тексты упоминают, что хеттский царь подарил аналогичный шлем египетскому фараону, подчеркивая престиж таких предметов.
Подобные шлемы почти не сохранились: бронза была ценным материалом, ее часто переплавляли. То, что этот артефакт уцелел, да еще и в ритуальном контексте, - редкая удача. Он служит материальным свидетельством военного, религиозного и дипломатического мира хеттского общества.
Находка подчеркивает, насколько тесно в Хеттской империи были переплетены религия и армия. Подношение шлема могло быть либо просьбой о защите и победе, либо актом благодарности после военного успеха. По словам археологов, шлем напоминает, что хетты были не просто воинами, а людьми с богатыми ритуалами, продвинутыми технологиями и сложной системой верования".

Cвязи двух древнейших народов Армянского нагорья- хеттов и армян - исследуются в монография кандидата исторических наук, ведущего научного сотрудника Института востоковедения НАН РА Роберта КАЗАРЯНА, которая называется "Хайаса (Аззи)". В ней на основе хеттских источников XV-XIII вв. до н.э. рассказывается об истории одного из важнейших государств Армянского нагорья II тысячелетия до н.э. - Хайасы.
АВТОР ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЦЕЛОСТНУЮ ИСТОРИЮ СТРАНЫ, СПИСОК ТОПОНИМОВ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ с соседней Хеттской державой, определяет роль Хайасы в истории древней Армении. Хеттские клинописные источники чрезвычайно важны, ибо во многих случаях являются единственными сохранившимися письменными свидетельствами. За последние десятилетия были выявлены новые клинописи, уточнены старые. Анализируя материалы, Р. Казарян подчеркивает, что название армян - хай (армянин) генерирует не от названия страны Хайаса, а от армянского имени "хай". Хетты, зная самоназвание "хай" жителей страны, расположенной к востоку от них, по канонам своего языка, назвали эту страну Хайаса, прибавив суффикс "аса". Кстати, в исследовании отмечается и взаимосвязь между хеттским и армянским языками, принадлежащими семье индоевропейских языков.
Хайаса являлась государственной единицей с солидным по тем временам военным потенциалом, что позволяло ей бороться с могущественной Хеттской державой. Хайаса могла вывести на поле боя армию, состоящую из 700 боевых колесниц и 10 тысяч пехотинцев. Конечно, потенциал хеттов был помощнее, и это играло свою роль в отношениях стран. По данным летописей Суппилулиумы I, хетты, вторгшись в пределы Хайасы, достигли определенных успехов, после чего был подписан договор, в котором со стороны Хайасы фигурирует правитель Хуккана. Есть и фрагменты раннего текста. Так что можно считать это третьим договором между странами.

Р. Казарян приводит сведения о государственном строе Хайасы, в которой, кроме царя, существовал институт старейшин, был и класс жрецов. Сохранился пантеон богов Хайасы. Анализируя исследования других ученых, автор проводит интересные параллели, приходит к убедительным выводам о том, что боги Хайасы являлись древними прототипами дохристианских армянских богов.
В монографии приведена таблица хеттских царей от конца XV в. до начала XII в. до н.э. - периода крушения Хеттской державы. После этого названия Хайаса или Аззи в летописи не упоминаются. Очевидно, единое хайасское царство тоже распалось на более мелкие государственные образования. В ассирийских источниках XII-IX вв. до н.э. они указаны как "страны Наири". То есть являлись преемниками Хайасы. А уже несколько позже, в период завершения переднеазиатского кризиса, на этих территориях сформировалось Ванское царство.
Тигран Мирзоян, "Голос Армении"