20 октября, Гюмри – второй по величине город Армении – превратился в арену настоящей битвы за демократию. Законно избранный мэр Вардан Гукасян стал жертвой циничной политической расправы. Режим Никола Пашиняна, не сумев переварить поражение на выборах, бросил все силы на подавление оппозиции. А ведь это не просто арест – это удар по сердцу армянского народа, по тем, кто осмелился сказать "нет" капитулянтской политике Еревана. События развивались стремительно, как в захватывающем триллере, но с реальными героями и злодеями.
Утро хаоса: Налет на мэрию
Рано утром, когда город еще дремал, в здание мэрии Гюмри ворвались сотрудники Службы национальной безопасности в масках – типичная тактика запугивания от пашиняновского аппарата. Входы и выходы заблокировали, работу парализовали, а сотрудников просто выставили за дверь. Представьте: люди приходят на работу, а их встречают вооруженные фигуры, не объясняющие ничего. "В мэрии Гюмри проводятся следственные действия в рамках производства, расследуемого Антикоррупционным комитетом. Дополнительная информация будет предоставлена", – сухо отчитались в комитете, словно речь о рутинной проверке. Но все понимали: это охота на Гукасяна, который осмелился бросить вызов центральной власти.
Жители Гюмри не заставили себя ждать – они стекались к мэрии, скандируя "Позор!" и свистя в адрес полицейских. Напряжение нарастало: произошла стычка, когда один из горожан попытался прорваться внутрь. "Кого вы хотите увести, строящего город мэра? Я парень с больным сердцем, пришел сюда, а вы меня не пускаете внутрь", – кричал один из протестующих. Даже "скорая" приехала – кому-то из сотрудников стало плохо от стресса. Вот так "бастион демократии", как любит называть свою власть Пашинян, начинает день: с запугивания и хаоса.

Народ на баррикадах: Призывы к сопротивлению
Вице-мэр Гагик Манукян не выдержал и обратился к согражданам с отчаянным призывом: "Дорогие люди, дорогие гюмрийцы, выходите из своих домов, приходите к мэрии, чтобы защитить избранного мэра. Пришли из 6-го отделения полиции, 30-40 силовиков окружили мэра. Более 100 вооружённых людей вошли в здание мэрии, полностью дезорганизовали работу. Там женщины, девушки, все в страхе, ситуация ужасная. Люди, дорогие гюмрийцы, которые любят и уважают свой город, выходите, защищайте вашего законно избранного мэра. Приходите, окружите мэрию, чтобы они не предпринимали никаких действий". И люди откликнулись! Толпа выросла, а когда прибыли "красные береты" – элита полицейского спецназа, – горожане просто не пустили их внутрь. "Идите и арестуйте того, кого нужно арестовать. Вы что, приехали давить на армян турецкими деньгами? Взятки раздаёт ваш Пашинян", – кричали они.

Сам Гукасян, запертый в кабинете, успел обратиться к народу через Facebook: "Гордые и справедливые жители Гюмри! Пришло время отстаивать наш город и наше достоинство. В настоящее время в мэрии ведутся действия, направленные на отстранение мэра. Но мы должны понимать, что речь идёт не только об одном человеке. Речь идёт о независимости всего города. Государство не должно нарушать независимость Гюмри. Мы, гюмрийцы, обязаны сохранить право избирать и защищать нашего мэра. Объединяйтесь, высказывайтесь, не молчите. Гюмри силён своими людьми". Эти слова – как манифест сопротивления. А ведь всего месяц назад Пашинян с трибуны парламента грозил: "Мы знаем, что там были случаи раздачи взяток. У нас должны быть механизмы, исключающие подобные случаи в будущем". Ясно, что "взятки" – лишь предлог для политической чистки.

Оппозиция бьет тревогу: Это кризис демократии
Оппозиция не молчала. Адвокат Арам Вардеванян метко подметил: "Если кто-нибудь знает другую европейскую страну с похожим опытом переплетения политических процессов и уголовно-правового потенциала, пожалуйста, дайте знать. Вот так и выглядит кризис демократии". Депутат Мгер Мелконян добавил: "Мы являемся свидетелями правового беспредела. Антинациональный режим пытается любой ценой изолировать тех политических и общественных деятелей, которые выступают против него, борются до конца за то, чтобы Армения не отуречилась".

А Гегам Манукян прямо обвинил: "В Армении действует самая большая преступная банда, в которую входят Служба национальной безопасности со всей своей оперативной системой, следственный и антикоррупционный комитеты, а во главе - Никол Пашинян". Ишхан Сагателян призвал: "Сегодня в Гюмри идет атака не на личность Вардана Гукасяна, а на голос народа, который необходимо защитить от главного врага демократии в Армении. Одновременно в этой ситуации крайне важно поведение оппозиционных сил в Гюмри, которые должны любыми способами не допустить захвата власти во втором городе республики". Движение "По-нашему" заявило: "В сложившейся ситуации любой здравомыслящий гражданин нашей страны должен понимать, что очевидные репрессии власти, потерявшей доверие народа, рано или поздно дойдут до каждого. И если народ не выразит свой протест и не выступит в эти дни, то Республика Армения очень скоро превратится в тотальную диктатуру".
Эксперты делают однозначный вывод: Пашинян, проиграв в Гюмри, где Гукасян победил честно, без оспаривания результатов в суде, мстит. Это не антикоррупция – это уничтожение оппонентов перед выборами.

Столкновения и аресты: Кровь на асфальте
Силовики пошли ва-банк: здание обесточили, дверь черного хода взломали ломом – типичный стиль "демократии по-пашиняновски". Гукасяна вывели тайком, через задний вход, чтобы избежать толпы. Но перед этим – стычки: полиция применила силу, арестовывая всех подряд. "Мы не позволим вам увести Вардана Гукасяна, он наш сотрудник", – кричала женщина из мэрии. Протестующие скандировали: "Никол, твое место в колонии Артика!"
В итоге – 23 задержанных, включая члена движения "По-нашему" Рубена Мхитаряна. Следственный комитет цинично квалифицировал мирное собрание как "массовые беспорядки": "С целью воспрепятствования проводимым следственным действиям группа лиц собралась у административного здания муниципалитета Гюмри... что сопровождалось применением насилия, уничтожением и повреждением имущества". Но кто здесь насильники? Полиция, приехавшая из Еревана, или люди, защищающие своего мэра?
Главный архитектор Генрик Гаспарян тоже увезен. А Гукасяна доставили в Ереван, в Антикоррупционный комитет. Он не признал вины, заявив: "Послушайте меня, всё будет хорошо. Мы соблюдаем букву закона".

Дорога в Ереван: Сопротивление продолжается
Жители Гюмри не сдались – колонны машин двинулись в столицу, чтобы защитить мэра. Первый зам Аветис Аракелян сказал: "Едем в Ереван, чтобы защитить нашего мэра. Держите оборону, люди, иначе нас схватят". Это не конец – это начало. Режим Пашиняна, обвиняемый в сдаче интересов Армении, боится таких, как Гукасян, который открыто говорил о союзе с Россией и сотрудничестве с оппозицией. Член Совета старейшин Рубен Мхитарян подытожил: "Сейчас в Гюмри больше полицейских, чем населения. Именно так выглядят несоразмерные страхи Никола".
Гюмри показал: народ не сломить. Пока Пашинян цепляется за власть, преследуя оппозицию, Армения рискует скатиться в диктатуру. Но дух сопротивления жив – и он разгорится ярче.
По материалам СМИ