Если армянская сторона стряхнет с себя пыль т.н. «мадридских принципов», то тут же рассеется мгла кажущейся сложности.
Выступая перед членами молодежного движения «Миасин», президент Армении Серж Саргсян отметил, что основной целью урегулирования карабахского конфликта является поиск мирных путей, с какими бы трудностями это ни было сопряжено. Потом добавил: « Если бы это было легко, вопрос давно был бы решен. Вопрос этот очень сложен, так как чувствителен как для армян, так и азербайджанцев. Десятилетиями азербайджанцам внушали, что Карабах – азербайджанский. И руководители Азербайджана не пытались и сегодня не пытаются начать честный диалог с народом и признаться, что Карабах – армянская земля». Где-то можно понять, когда сопредседатели Минской группы ОБСЕ или руководители стран-сопредседателей, не желая углубляться в суть проблемы, заявляют, что «карабахская проблема очень сложна». Эти люди десятилетиями занимаются урегулированием проблемы, однако «воз и ныне там». И они объясняют неэффективность своей деятельности «сложностью вопроса», что вписывается в рамки логики. Однако, когда о сложности вопроса говорит глава Армении, это вызывает недоумение.
Признаемся, с попустительства армянской дипломатии, имеющей в руках все козыри – политические, исторические и правовые, Азербайджан, будучи инициатором войны, агрессором и палачом, представляясь в качестве жертвы и выставляя армянскую сторону, вернее, Армению (азербайджанцам удалось «выбить из игры другую основную сторону – Карабах) в качестве агрессора, крутит, вертит и путает международное сообщество. Однако сколько бы Азербайджан ни искажал реалии, как бы ни вводил в заблуждение международное сообщество, это не дает нам оснований называть достаточно простой вопрос сложным. Мы то знаем, что здесь никакой сложности нет. Если очень кратко, то в соответствии с советскими законами Арцах-Карабах, как национальная самоуправляемая единица, вышел из-под 70-летнего ига Азербайджана, в ответ на что Баку организовал погромы армян в Сумгаите, Баку, Кировабаде и других населенных пунктах, затем развязал широкомасштабную войну, однако не только не смог одолеть Арцах, но и потерял 7 превращенных в военные базы районов, которые, кстати, исторически были армянскими.
Терпящий сокрушительное поражение в навязанной им же войне Азербайджан стал просить в 1994 году у Карабаха прекращения огня, однако со временем вновь стал хорохориться и сегодня пытается своими заявлениями оказать психологическое давление на посредников и армянские стороны, в надежде получить на блюдечке все то, что более 20 лет не принадлежит ему. Вот и вся «сложность». В случае с Азербайджаном с его психологией агрессора все ясно: он пытается повернуть вспять колесо истории, восстановить карту созданного при помощи России государства «Азербайджан», воссоздать свою колонию.
Если армянская сторона наконец стряхнет с себя пыль т.н. «мадридских принципов», наконец выложит на стол переговоров свои козырные карты, то тут же рассеется мгла кажущейся «сложности» и все станет на свои места – и в первую очередь Азербайджан со своей армянофобией, расистской идеологией и милитаристскими инициативами.
О каких бы искусственных продвижениях не говорилось по итогам многосерийных встреч президентов Армении и Азербайджана, пока основная сторона конфликта – Нагорный Карабах – не участвует в переговорах, пока Азербайджану не хватает смелости сесть за стол переговоров с его основным оппонентом, ни один вопрос не получит решения ни 10, ни 20, ни 120 лет спустя.
Вардгес Овян, публицист, писатель (Степанакерт)
ARMENIA Today