Возможное воспроизведение нынешней власти на предстоящих в наступающем году парламентских выборах чревато для Армении даже ещё более серьезными угрозами безопасности и национальной идентичности, чем те, с которыми страна сталкивается во все последние годы пашиняновского правления.
Так, например, практически ни у кого из экспертов-политологов не вызывает сомнения: европейские комиссары и лидеры ЕС будут всячески «содействовать» тому, чтобы нынешняя власть смогла удержать бразды правления. А случись так, что эта цель будет достигнута, европейская политическая элита вскоре разразится аплодисментами, приветствуя «смелые шаги Армении по превращению Севана в озеро общего пользования с Азербайджаном и организацию возвращения азербайджанских беженцев». Такую оценку возможного развития событий высказал на днях на своей странице в Facebook политолог, соучредитель группы «Альтернативные проекты» Ваге Ованнисян.
По мнению эксперта, европейские эмиссары скорее всего «дадут проекту красивое название, скажем, «Море примирения» и будут всячески поддерживать эту повестку. «Тогда сопротивление утратит смысл. Мы должны открыто говорить об этом с собственным народом. Часть нашего общества встала на путь разрушения нашего государства. Они всё прекрасно понимают, но придумывают себе оправдания. Можно ли изменить ситуацию? Однозначно да, если будут предприняты важные шаги. Прежде всего, необходимо отделить «узкую группу» от остальных, повести открытый разговор с оставшимися, начать открытый диалог с равнодушным обществом. Это важнейшие направления работы», — подчеркивает политолог.
Он убежден, что общественно-политические оппозиционные структуры должны решить эту коллективную проблему, используя децентрализованный стиль работы. Это один из ключей к успеху.
«В Армении существует система «гауляйтеров» — исполнительных, силовых, духовных, интеллектуальных и других типов. Гауляйтеры и коллаборационисты всегда вместе. Как правило, окружение их полностью отвергает все и вся, что приводит к краху этой квази-системы.
Коллективной задачей общественно-политических оппозиционных структур должно быть изменение общественной атмосферы. Это требует от лидеров иного инструментария, чем забота о собственной репутации или зависть к чужой. Вспомним, что общество, готовящееся к выборам, сейчас именно такое, когда 25% населения все терпит, а 75% хочет перемен. Эта ситуация имеет 2 варианта разрешения: если значительная часть общества в той или иной степени приложит усилия к разрушению своего государства, и оно рухнет, и если значительная часть этого же общества будет равнодушно следить за этим процессом, то страна вновь рухнет.
Если сознательные общественные активисты, включая оппозиционную политическую систему, поймут это и выстроят правильную стратегию, основанную на правилах «что говорить», «что делать», грамотном расчёте, совместной работе (а не зависти) и нормах сосуществования, то успех обязательно придёт.
Власть совершает грубые ошибки, которые необходимо использовать», — пишет Ваге Ованнисян.
Он считает, что антицерковная кампания создала беспрецедентное историческое единство между народом и церковью, народом и Патриархом.
«Пропаганда, направленная на превращение нас в безгосударственное государство, создала беспрецедентное единство под антиправительственным знаменем. Как воспользоваться этими ошибками? Понятие оппозиции нельзя сводить к лидеру, мандату или доле в следующем правительстве. Это преступление против истории.
Наоборот, ошибки власти создают исключительные возможности для широкого единства, негласных союзов и общности. Все, кто отвергает эту реальность и осознаёт опасность, — оппозиция. Давайте расширим понятие оппозиции, и она станет 9-м каналом.
Единство – это не список или будущая позиция. Это общность того, чтобы говорить и работать. Моё предложение всем: давайте работать сообща, всеми возможными способами, нашими и вашими методами, прошлыми и настоящими стилями, давайте объясним людям, в чём суть этих выборов.
Медиа, интерактивные коммуникации, пресс-конференции, объявления, семейные мероприятия, разговоры за столом и т. д. Эти выборы — о нашей возможности жить в Армении. Все остальные значения вторичны. Можем ли мы сделать это простое дело? Мы можем», — уверен политолог.
Ваге Ованнисян также представил углублённый анализ ситуации в своём выступлении на состоявшейся 12 декабря дискуссии по теме «Куда ведут общественные настроения?». Рассматривая опыт прежних лет, имеющиеся внутриполитические расклады и нынешние геополитические тенденции, он оценил в свете общегосударственных выборов 2026 года вероятные векторы развития событий при том или ином исходе голосования, шансы и риски, с которыми может столкнуться Армения.
На первый взгляд кажется, что мы имеем дело с обществом, которое адаптируется ко всему, и это приводит к глубокому разочарованию и подавленному настроению тех, кто борется, замечает Ваге Ованнисян. «Сейчас он [Пашинян – ред.] говорит, что перед литургией должен звучать гимн Армении. Мы все понимаем, что это, мягко говоря, неграмотно и неправильно. А если бы тот же человек встал и сказал: нет, я передумал, перед литургией должны звучать гимны Армении и Азербайджана – в знак мира, как вы думаете, какой была бы реакция, такая же, какая имеется сегодня. Все будут молчать.
Означает ли это, что хребет нашего общества сломлен? Однозначно – нет, и это станет видно параллельно с электоральными процессами. Я глубоко убежден, что в апреле, мае и июне в Армении будут царить совершенно иные настроения, будет наблюдаться большая электоральная активность, и это станет неожиданностью для всех нас», — сказал Ованнисян.
По его словам, для изменения общественных восприятий очень важен пересмотр понятия «оппозиция». «Самое важное здесь в ближайшие шесть месяцев быть честными с самими собой и с обществом. Если ты вступаешь в этот процесс, преследуя меркантильные интересы, то это очень плохо, и в какой-то момент данные силы могут стать сообщниками с исторической точки зрения. «Здесь очень важно не сосредотачиваться на собственном рейтинге и собственной победе. Очень важно ставить во главу угла победу государства, победу общества, а не конкретного лидера или конкретные силы. Это не выборы мандата, это не выборы за долю в новой власти», — заключил эксперт.
Ваге Ованнисян назвал ложным выбор, перед которым власти ставят электорат. Лозунги о «мире», педалируемые правящей силой в контексте предстоящих летом 2026 года выборов — не более чем дешевый пропагандистский трюк, утверждает соучредитель группы «Альтернативные проекты».
По его словам, в политической повестке Армении все чаще звучит навязанная властью формула: «мир или война». Однако страна находится в совершенно иной реальности: это не мир, а «состояние невойны», а цель выборов 2026 года — добиться управления этим состоянием. Притом, по оценке Ованнисяна, в случае смены власти существует нулевая вероятность войны. «Любая оппозиционная сила, придя к власти, будет готова спокойно вести переговоры по всем вопросам — будь то проект TRIPP или другие направления региональной политики. Целью станет поиск максимально выгодных решений для Армении, а не конфронтация», — пояснил он.
Эксперт уверен, что с новыми лидерами, формулировками и при широкой общественной консолидации возможны более выгодные переговоры. Он подчеркнул, что оппозиции пока не удается четко донести до общества этот посыл и внушить уверенность, что альтернатива правительству Пашиняна — не война, а взвешенное управление хрупким «состоянием не войны».
Ованнисян отмечает, что выборы 2026 года — это не о внешней политике, а о внутренней Армении, ее повседневной жизни.
«Хотим ли мы жить в нормальной атмосфере или в скотских условиях – прослушки, раскола, богохульства, оскорблений, постоянных уголовных дел и арестов? Хотим ли мы сохранить страну в этом состоянии агонии или создать стабильные условия для жизни. Хотим ли мы, чтобы государство оставалось игрушкой в руках одного человека, или хотим нормально функционирующих государственных институтов. Хотим ли мы, чтобы Церковь была центром внутреннего, духовного мира или объектом грязных нападок и отвратительных кампаний?», — задается вопросом Ованнисян
Он отметил, что семь лет страна живет в «потоке агрессии, лжи и культа личности».
Ованнисян также коснулся ситуации вокруг Ованаванка, подчеркнув, что прошедшая накануне служба показала, что если убрать административный ресурс и принуждение, то общества, готового их поддержать, практически не осталось.
"Новое время"