Падение уровня воды в озере Ван (на территории Турции) обнажило новые пласты армянского культурного наследия Западной Армении, однако армянская сторона ничего не может сделать для их сохранения. Об этом в беседе со Sputnik Армения заявил заместитель директора Фонда по изучению армянской архитектуры Раффи Кортошян.
В ВОПРОСЕ ЗАЩИТЫ ХАЧКАРОВ РАССЧИТЫВАТЬ НА ВМЕШАТЕЛЬСТВО международных структур не приходится — всё зависит от позиции турецких властей.
«В последнее время мы видим определенные изменения в Турции, и турецкие власти уже не прежние — не те, что в 70-80-х годах. В некоторых местах хачкары сохранены. Однако количество памятников так велико, что рассчитывать на сохранность всех объектов невозможно. И ни один международный орган не может в этом плане оказать воздействие на Турцию», — отметил он.
Кортошян убежден, что на дне озера Ван и сейчас находится множество хачкаров и монументов. Он напомнил, что в последние годы по мере отступления воды постоянно обнаруживаются новые памятники: монастыри, кладбища и даже сооружения урартского периода. Однако их будущее, по его словам, крайне неопределенно.
«Их судьба зависит от ситуации в Турции, также существует серьезная угроза расхищения. Мародеры уверены, что в хачкарах спрятано золото, вследствие чего памятники часто разрушаются их руками. Эти «искатели сокровищ» — не только обычные граждане, среди них могут быть представители местных властей или лица, имеющие связи с госорганами», — подчеркивает Раффи Кортошян.
По оценке эксперта, значимость обнаруженных хачкаров заключается, прежде всего в том, что озеро Ван на протяжении веков фактически «законсервировало» их. Ведь подавляющее большинство хачкаров в Западной Армении либо уже разрушены, либо продолжают уничтожаться, в то время как памятники под водой избежали этой участи.
«УНИКАЛЬНО ТАКЖЕ ТО ОБСТОЯТЕЛЬСТВО, ЧТО ХАЧКАРЫ ПЕРИОДА раннего, среднего и позднего Средневековья сохранились на своих первоначальных местах. Хотя вода в некоторой степени разъела камни, некоторые орнаменты все же сохранились. Вода отчасти разрушила их, образовался какой-то налет, но в основном их всё еще можно изучать как культурные объекты», — сказал Кортошян.
Недавно выявленные хачкары находятся в провинции Хлат (на северо-западном берегу озера Ван), на территории села Агаванк (армянское название). Как пояснил специалист, в Средние века это село представляло собой образовательный центр, но в XIX веке, когда уровень воды в озере Ван поднялся, Агаванк (в переводе — «соленый монастырь» — ред.) полностью ушел под воду. Осталась лишь раннесредневековая церковь на небольшом островке.
«Уже в 1960-х годах камни и хачкары этой церкви были демонтированы местными курдами и использованы для строительства своих домов», — сообщил эксперт.
Кортошян вспомнил, что во время его визита в сентябре уровень воды уже снизился настолько, что можно было видеть фундамент церкви, а также часть хачкаров. Однако в октябре, когда вода отступила еще сильнее, в прибрежной зоне открылось большое средневековое кладбище с 20–30 хачкарами, в основном средневековыми (хотя попадались и раннесредневековые образцы).
Замглавы Фонда по изучению армянской архитектуры отмечает, что опирается исключительно на увиденное, никакого научного исследования этих находок не было.
«Я имею в виду, что видел их глазами специалиста, но в формате туриста. Для проведения серьезных исследований необходима специализированная техника и экспедиционная группа, так как часть памятников всё еще скрыта под водой», — добавил он.
Кортошян подытожил, что для проведения замеров и изучений под водой требуется соответствующее оборудование, которого на данный момент нет, к тому же всё зависит от решения турецких властей.
Sputnik Армения