«Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» (Матф. 23:24). Эти слова Господа говорят о том, что мы часто ошибаемся в расставлении наших приоритетов. Политические силы тоже.
Теоретически, я был бы за то, чтобы наши граждане сделали выбор между либеральными, консервативными и тремя нашими традиционными партиями, как это предлагает политолог Арсен Гаспарян. Если бы в Армении была хотя бы более-менее стабильная ситуация, я бы с удовольствием проголосовал за консервативную (конечно, современную, прогрессивную) партию. Кстати, консерваторы которых я желаю сейчас, отсутствуют на политической арене Армении.
Но эта моя мечта не о сегодняшнем дне, это видение «мирной» жизни в будущем. А сейчас идет «война». Вероятность боевых действий извне в ближайшие месяцы мала — нашим внешним противникам, Турции и Азербайджану, пока хватает «мягкой силы», которую они применяют против нас. Но внутри страны идет «война», автором и регулярным разжигателем которой является Пашинян со своей командой.
Он постоянно мобилизует свой (на мой взгляд, сокращающийся) электорат, а также силовые и правоохранительные органы для борьбы с «бывшими», «внутренними врагами», «иностранными агентами», неугодным ему духовенством и другими «не своими». По сути, Пашинян ведет борьбу против государства и конституционного порядка, позволяя себе правовые «беспредел» и произвол, масштабы и наглость которых действительно являются «беспрецедентными» в истории Третьей республики.
В этом крайне опасном для государства положении, когда существует угроза его существованию, говорить о идеологических разногласиях или личных старых и новых счетах — это значит «процеживать комаров». Либо оппозиционные политические силы не осознают, что нас ждет, если Пашинян останется у власти, либо они осознают, но их приоритеты другие.
Если оппозиционные силы действительно хотят освободить наше государство от Пашиняна, то в эти месяцы они должны сделать все, чтобы не растратить голоса оппозиционного электората на предстоящих выборах.
Это означает, что нельзя самоутверждаться за счет оппозиционных партнеров, нельзя дискредитировать друг друга и забирать голоса друг у друга. Если они чувствуют или пришли к выводу на основе исследований, что их электоральный сегмент практически совпадает с электоральным сегментом других оппозиционных сил, то не нужно забирать этот сегмент друг у друга. Напротив, нужно объединиться и создать коалицию.
Если электораты явно разные (например, электораты ԱԺԲ и ՀՀԿ («Национально-демократический полюс» и «Республиканская партия Армении») — у меня нет специальных социологических данных, я лишь предполагаю), то не стоит копаться в старых ранах до выборов и нужно как можно больше сохранять корректность. Если они чувствуют или имеют информацию, что их партия не преодолеет 4-процентный барьер, то не стоит строить иллюзий о том, что она пройдет — пусть объединятся с «проходной» партией, которая им нравится.
Не думаю, что то, что я говорю, — это какие-то политтехнологические откровения — для человека с опытом и здравым смыслом все это очевидно. Но у представителей наших политических сил есть, помимо всего прочего, эмоциональный фон: «меня тошнит от него», «я не могу пожать ему руку» и так далее. С политической точки зрения это детский сад. Например, я могу кого-то не любить, но политический деятель не имеет права на это.
Больше всего ГД-шников беспокоят консультации оппозиционных сил. Видели, как они отреагировали на встречу АРФ — АНК (Армянская Революционная Федерация — Армянский национальный конгресс)? Думаю, что такие контакты оппозиционных партий нужно активизировать и, если возможно, сообщать об этом.
Кстати, мои коллеги-журналисты, вероятно, по инерции, продолжают представлять Армянский национальный конгресс через фигуру Левона Тер-Петросяна. Однако на предстоящих выборах первым лицом Конгресса будет Левон Зурабян. Именно он является кандидатом от этой партии на пост премьер-министра.
Арам АБРАМЯН, газета «Аравот»
20.01.2026