Рубен Варданян, находясь в бакинской тюрьме, в руках врага — врага, который помимо «судебной» расправы может учинить над ним и физическую, — заявляет: «Арцах был, Арцах есть, Арцах будет».
Представители «Гражданского договора», живущие как в вате, со своими должностями, служебными машинами и премиями, не осмеливаются даже произносить имя Арцаха. Очевидный, бросающийся в глаза контраст, который многое раскрывает о нашей — армянской — действительности.
В первом случае человек ради своих убеждений пожертвовал благополучием, свободой и готов пожертвовать жизнью. Во втором — люди идут на любые унижения, на любую клоунаду, готовы утверждать прямо противоположное тому, что говорили 3–5 лет назад, лишь бы продолжать наслаждаться своими креслами.
В широком смысле это два противоположных подхода к жизни и, в частности, к пониманию смысла государства. Если смысл — в том, чтобы жить в достатке и сытости, тогда государства можно и не иметь: к примеру, общий уровень жизни наших соотечественников в Глендейле, Стамбуле или Москве выше, чем в Армении.
Если таков смысл «реальной Армении», то поведение таких людей, как Рубен Варданян, вступает в резкое противоречие с этой идеологией. Ведь непонятно, почему, имея все возможности для роскошной жизни, он выбрал путь самопожертвования. И поскольку поклонники «реальной Армении» (высококалорийной пищи) этого не понимают, вполне естественно, что они до сих пор, даже в этой ситуации, продолжают называть Рубена «агентом русских» и «татарином Рубо». Более наглядный показатель общественной деградации трудно найти.
…Хорошо, что есть такие люди, как Рубен Варданян, которые время от времени напоминают нам, что такое человеческое и национальное достоинство. И самое главное — делают нас, армян, открытым, честным перед всем миром.
Арам АБРАМЯН, Aravot.am