Президент Азербайджана Ильхам Алиев недоволен тем, почему на Западе его окрестили диктатором, а Сержа Саргсяна и Роберта Кочаряна нет. Об этом говорится в депеше 6 августа 2008 года от имени посла США в Азербайджане Энн Дерс, опубликованной сайтом WikiLeaks
«В ходе встречи 4 августа с послом и заместителем помощника вице-президента США Дика Чейни по делам национальной безопасности Джозефом Вудом, президент Азербайджана Ильхам Алиев поприветствовал предстоящий визит вице-президента, выразил общее удовлетворение отношениями между США и Азербайджаном. Подчеркнув, что Нагорный Карабах является «вопросом № 1», Алиев попросил, чтобы США принудили Армению решить проблему в соответствии с «нормами и стандартами международного права». Он детально изложил свою озабоченность относительно риска провала проектов Набукко и Южного газового коридора. В силу «истечения времени», Алиев призвал к быстрому развитию и применению конкретного плана, чтобы вернуть проекты к жизни. Он подчеркнул необходимость того, чтобы Туркменистан был ключевым партнером в сфере энергетики, и обратился к правительству США с просьбой оказать содействие в вопросе получения сотрудничества Турции в рамках данного проекта, представляющего собой «общий стратегический интерес». Он вновь подчеркнул, что Азербайджан «не согласен и не может принять» недавние публичные оценки, согласно которым азербайджанское государство отстает от других стран региона в вопросе своего демократического развития. Алиев отметил, что ОБСЕ может привести «столько наблюдателей, сколько пожелает», чтобы осуществить мониторинг на предстоящих октябрьских президентских выборах.
В ходе данной встречи, президент Алиев поприветствовал предстоящий визит вице-президента США в Баку, подчеркнув, что это является «чрезвычайно важным сигналом». На его взгляд, данный визит будет «эффективным» с точки зрения практических двусторонних отношений. Отметив, что «сотрудничество продолжает быть успешным в вопросе всех важных совместных проектов в регионе» и выразив «свою общую удовлетворенность уровнем взаимоотношений», Алиев подчеркнул, что ожидает всесторонние обсуждения с вице-президентом, касающиеся всех аспектов отношений между странами.
Алиев подчеркнул, что на сегодняшний день Нагорный Карабах является «вопросом № 1» для Азербайджана. Несмотря на наличие «прогресса в процессе», по словам Алиева, за все «пять лет его активного участия, в данном вопросе не было ни перелома, ни окончательного решения». «Ясно, что не будет никакой независимости для Нагорного Карабаха. Армянский лидер согласился, и теперь они понимают, что статус-кво не станет перманентным», - отметил Алиев. По мнению Алиева, следовательно, у Армении нет никаких дальнейших оправданий, чтобы препятствовать возвращению азербайджанцев или же далее откладывать урегулирование. Азербайджан «рассчитывает на усилия правительства США, чтобы оно уговорило Армению действовать в соответствии с нормами и стандартами международного права». «Это большая просьба и наши ожидания от вас», - заявил Алиев.
Алиев отметил, что сфера энергетики и безопасности в Каспии взаимосвязаны. Без наличия безопасности, не будет сдвигов в сфере энергетики. Каспий играет большую роль нежели когда либо в мировом производстве энергии, и Европа должна обращать больше внимания на проблемы региона. С интенсификацией «соперничества, агрессивности и энергетической дипломатии» сегодня определяется будущая политическая конфигурация региона. «У нас мало времени», - подчеркнул Алиев, добавив, что он в открытую попросил европейских партнеров стать более решительными в вопросе стратегических энергетических проектов.
Алиев подчеркнул, что Азербайджан делает все, что может, чтобы облегчить поставку газа в Европу, и, фактически, «является самым активным участником в вопросе будущей диверсификации энергии». По его словам, остальные заинтересованные стороны должны идти в ногу, продемонстрировать больше единства, и «играть в команде». На взгляд Алиева, Азербайджан является наиболее заинтересованной страной в вопросе продвижения Набукко. Другие, включая союзников НАТО и стран-членов ЕС, «ведут политику Запада в сфере энергетики» с учетом отсутствия единства среди них и бездействия. Азербайджан никогда не имел возможности обсудить энергетические вопросы с крупнейшими европейскими странами, как Франция, Великобритания и Германия. Другие страны, как Венгрия, Болгария, Австрия, и все члены Набукко, «убивают Набукко» своей вовлеченностью в проект «Южного потока» и отдельными сделками с Газпром-ом. Несмотря на то, что последние обсуждения с премьер-министром Венгрии были более положительными, но то, что Венгрия и Болгария говорят Азербайджану не соответствует тому, что они делают, подчеркнул Алиев. Европа не откликнулась на предложение Азербайджана провести саммит по энергетике или заседание на уровне министров в Баку или Брюсселе с участием стран-членов проекта Набукко, Грузии и Туркменистана. Алиев подчеркнул, что Азербайджан не может исправить проблему с Европой.
По словам Алиева, Турция также является проблемой. «География может быть препятствием, если она неправильно используется». Как ожидалось, соглашение по условиям транзита и новых цен продажи газа Шах-Дениз I не было достигнуто 15 апреля. В результате, Турция продолжает платить около $100 (в то время как цены в Европе достигают $400), и это создает впечатление, что она желает продолжать делать это как можно дольше. «Неприемлемое» поведение Турции является «базарным», а не стратегическим, подчеркнул Алиев. Он отметил, что в Карсе сказал турецкому президенту Абдулле Гюлу, что если Турцию будет наставить на покупке основной доли производства Шах-Дениз II, это сделает невозможным санкционирование Набукко, и Азербайджану придется искать другие варианты.
Алиев сообщил, что посоветовал Гюлу сконцентрироваться на покупке газа у Туркменистана, а не Азербайджана, используя соглашение 1998 года о покупке газа от Туркменистана. «Гюль ранее не думал об этом». По словам Алиева, это будет лучшим решением газовых потребностей Турции, а Азербайджан может построить соединительную линию азербайджанской и туркменской инфраструктуры по транспортировке газа. «Ваше общение с Турцией - в вопросе помощи им понять это – является ключом к решению, что соответствует нашим общим интересам», - отметил он. Он также отметил, что не предлагал того, чтобы Азербайджан сам осуществлял финансирование и строительство Набукко (как мы поняли из слов президента Саакашвили в разговоре с Брайзой). Комментарий: Из сказанного Алиевым, мы предполагаем, что президент Грузии Михаил Саакашвили перепутал интерес Азербайджана в строительстве соединительной линии Азербайджан-Туркменистан с строительством Набукко.
Туркменистан «пассивен» и не инициирует сделку, однако «у него есть ресурсы и мы можем уговорить их откликнуться», - отметил Алиев. Это будет легче для Азербайджана, нежели для западных стран. Туркменистану необходимо «оправдание» перед Россией за продажу нероссийского газа, и он может оправдать продажу газа Турции в качестве двустороннего вопроса. Алиев отметил, что президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов предлагал продажу газа Азербайджану на границе, а также продает газ Ирану и России на границе на данный момент. Алиев вновь подчеркнул, что Бердымухамедов инициировал сделку. «Если бы мы гарантировали контакты с Набукко, мы смогли бы покупать газ у Туркменистана и продавать его далее, если Набукко или Турция не желают этого делать». Соглашения о покупке и продаже газа необходимы сейчас, однако «никто в группе (стран, которые должны быть заинтересованы в Набукко) ничего не делает», чтобы их достичь, подчеркнул Алиев. Провал в решение условий по транзиту с Турцией является ключевой частью проблемы.
Алиев отметил, что в этом году, как сообщил British Petroleum, производство Шах-дениз I сократится. «Это может быть по техническим причинам, или же не из-за них», отметил он. British Petroleum имеет большие интересы в России, и «наверное, получил мэссидж от России». Главной целью России в сфере энергетики – блокирование поставок каспийских энергоресурсов западу. Если British Petroleum сократит производство, это будет означать, что Грузии будет поставляться меньше газа, который на данный момент Азербайджан предоставляет менее чем за половину рыночной цены в знак поддержки, добавил Алиев.
«Мы не видим сильной приверженности к проекту Южного газового коридора», - повторил Алиев. «Даже с наличием поддержки Соединенных Штатов, мы не можем самостоятельно это сделать». Азербайджану не нуждается в поставке газа Европе исходя из экономических целей. Доходы Азербайджана от продажи газа никогда не могут сравниться с доходами от нефти. 30-40 млрд. куб. м. газа скоро будут иметь готовый рынок в России, Грузии и Турции. Россия предложила купить весь азербайджанский газ для «Южного Потока», и данное предложение, с сугубо коммерческой точки зрения «приемлемо». Однако, «фактор газа не является для нас коммерческим».
Отметив, что картина выглядит «не очень оптимистичной», Алиев вновь подчеркнул необходимость «нового плана». Он должен включать в себя убеждение Турции и Набукко к переговорам с Туркменистаном по поставке газа, призыв Турции увидеть общую картину и «не блокировать» Набукко, обеспечение сделку между Туркменистаном и Азербайджаном о строительстве соединяющей линии, призыв British Petroleum к действию в качестве лишь коммерческой единицы, а также убеждение ЕС «обратить большее внимание на Каспий, и демонстрировать менее скептицизма и больше единства».
Алиев отметил, что двусторонне сотрудничество по Ирану «гораздо шире, чем можно увидеть», и оно относится ко «всем вопросах соседства». «Для нас очень важно услышать о ваших ожиданиях от нас. Мы будем ждать от вас вестей», - подчеркнул Алиев.
Алиев подтвердил, что ОБСЕ будет осуществлять наблюдение на октябрьских президентских выборах, и может «послать столько наблюдателей, сколько желает». Избирательная компания стартовала и проходит «нормально». Некоторые оппозиционные партии объявили бойкот, однако «это лишь повод для неучастия».
Перечислив ряд информационных агентств и публикаций в качестве доказательства тому, что в Азербайджане «нет ограничений на СМИ», Алиев отметил, что информация в США по данному вопросу «не соответствует действительности». Он отметил, что был удивлен недавними слушаниями Хельсинкского Комитета в Вашингтоне, в ходе которых было отмечено, что если кто-либо в Азербайджане подвергнет его критике, то будет арестован. «Это провокация и дезинформация…Я подвергаюсь критике ежедневно, и таким образом, что это выходит из норм этики». Те кто критикует, «по-прежнему разгуливают» в Баку. Алиев отметил, что пытается установить Интернет связь в каждой школе, и не планирует ограничить ее. Недавний мониторинг передач Радиостанции Свобода, по его словам, показал, что 90% эфира содержал критику в его адрес, с ограниченной возможностью для «нашей партии» ответить. Деятельность Радио Свобода показывает уровень свободы прессы в стране. «Они могут представлять так, как они это видят, однако мы просим, чтобы они были объективными», - отметил Алиев.
«Оскорбление моей персоны как несправедливо, так и недружелюбно», - отметил Алиев. Более того, «мы не считаем, что уровень демократии в Азербайджане ниже, чем в какой-либо другой стране региона». «Предположение», что демократические реформы в Азербайджане слабее, нежели в Грузии или Армении, всегда «были в Вашингтоне, и Госсекретарь недавно заявил об этом публично», отметил Алиев. «С данной классификацией демократического развития мы не согласны и не можем принять», особенно в силу репрессий в Грузии и Армении, арестов протестующих, и введении чрезвычайного положения. «Мы никогда не делали ничего подобного, и считаемся менее демократичными», - отметил Алиев.
Алиев также перефразировал недавнее высказывание Госсекретаря Кандализы Райс в Праге о «богатых нефтью диктатурах с системой 18 века, пользующихся лишь временным успехом», которое, по его словам, было сделано в ответ на вопрос по Азербайджану и Казахстану. «Подобного рода заявления неполезны; мы не понимаем, зачем их делают. Они противоречат нашим отношениям, и не отражают реалий в Азербайджане». События в Грузии и Армении подвергаются малой критике со стороны Соединенных Штатов, в то время как мелкие события в Азербайджане удостаиваются сильной реакции со стороны правительства США. «CNN назвал меня диктатором, но не Саргсяна или Кочаряна, которые убили людей». Люди в Азербайджане видят данные новости и у них возникают вопросы. Когда данные новости они получают от CNN или Радио Свобода, они считают, что это отражает мнение правительства США. Одно дело - критика со стороны неправительственных организаций, другое - со стороны Госдепа, отметил Алиев.
Комментарий: Несмотря на явное удовлетворение перспективой визита, Алиев был недоволен в вопросах энергетики, Нагорного Карабаха, демократического развития Азербайджана, и сложных вопросов, представших перед ним. Его прямая «просьба и ожидания», что правительство США окажет давление на Армению в плане решения Нагорно-Карабахского конфликта в соответствии с нормами и стандартами международного права отражает жесткую политику, которую он избрал, как перед публикой, так и приватно, после того, как Генеральная Ассамблея ООН проголосовала за резолюцию, в которой говорится, что решение Карабахского вопроса должно сохранить территориальную целостность Азербайджана.
По части сферы Набукко, Алиев остается недоволен задержкой и двуличием Европы и British Petroleum, а также бескомпромиссностью Турции. Недоумевая тем, что еще может сделать Азербайджан, Алиев продолжает искать большей поддержки от правительства США в вопросе обеспечения сотрудничества Турции, ЕС и British Petroleum. Наконец, Алиев продолжает искать объяснения публичным комментариям относительно контраста демократических реформ в Азербайджане и его соседних странах».
ARMENIA Today