Прозвучавшие в последние дни заявления представителей международного сообщества о неприемлемости для них военного решения азербайджано-карабахского конфликта стали в буквальном смысле холодным душем для Баку. Причем, если представители США и ЕС просто отметили недопустимость применения силы, призвав стороны к продолжению мирного процесса, то заявление главы МИД России было гораздо более радикальным.
По словам Сергея Лаврова, Россия твердо намерена предпринять все необходимое для недопущения применения силового сценария и эскалации насилия на Кавказе, а «в случае противоправного применения силы любой из сторон, Россия готова предпринять все необходимые меры для установления мира в регионе».
Примечательно, что с таким заявлением российский министр выступил не где-нибудь, а на Генассамблее ООН, где Азербайджан уже который год пытается разыграть «карабахскую карту» и получить карт-бланш на разрешение конфликта по собственному сценарию.
Вопреки обыкновению, Баку решил промолчать. В основном по причине ожидающейся рокировки главных лиц в Кремле. В Баку еще не определились, чем чревато для них возвращение Владимира Путина. На всякий случай воспользовались старым рычагов давления, да и то не на официальном уровне. Азербайджанский эксперт Рустам Мамедов открыто заявил, что «если Россия решит карабахскую проблему, то Азербайджан может отказаться от участия в проекте NABUCCO. Если же этого не произойдет, то вероятность подключения Азербайджана к NABUCCO сильно возрастает».
Понятно, Баку предлагает Москве решить проблему НК за счет армянских сторон. Но у России нет никаких гарантий, что, получив не то что освобожденные территории, но и весь Арцах, Азербайджан и впрямь откажется от антироссийского NABUCCO, допустит размещение военных баз РФ на своей территории и вообще вернется в русло российской геополитики, как о том мечтают в Кремле. Зато потеря при таком сценарии Россией Армении, единственного союзника на Южном Кавказе, а значит, и всего региона, вполне реальна.
В какой-то степени ключ к урегулированию нагорно-карабахского конфликта находится в руках России, но не надо переоценивать возможности Москвы, заявил на онлайн-конференции в Сети журналистов Кавказа главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукъянов. «Армяно-азербайджанские отношения – вопрос сложного военно-политического и психологического баланса, я не вижу ни с одной из сторон готовности на шаги, которые бы изменили саму модель», – отметил эксперт, добавив, что сегодня в сознании сторон нет готовности.
По его мнению, навязать урегулирование силой можно попробовать, но даже если это и удастся, то создавшееся в результате положение сохраниться ненадолго. «Рванет. «Кровь и почва» – страшная сила. Так что Россия делает то, что может – старается не допустить ухудшения, поскольку любое изменение статус-кво чревато обвалом», – заметил Лукъянов, сообщает NEWS.am.
По мнению эксперта, с приходом к власти Путина принципиальных изменений ожидать не стоит, хотя стилистические возможны. «Путин и Медведев очень разные по характеру. Думаю, будет больше интереса к Европе, Китай – с несколько большей настороженностью, хотя стратегическое партнерство сохранится, естественно, газопроводы и ПРО как основные темы прошлого президентства Путина вернутся. Ну а так – реагирование на внешние вызовы и кризисы, их, похоже, будет много», – отметил он.
Что касается роли России в нагорно-карабахском урегулировании, Лукьянов отметил, что сегодня там нет реально действующего решения. На вопрос о том, может ли избрание Путина на пост президента России вывести переговорный процесс по нагорно-карабахскому урегулированию из стадии стагнации в более активное русло, Лукьянов ответил, что статус-кво лучше, чем его потенциальное изменение, чреватое обвалом. «Рассуждать об идеальных моделях можно, но в реальности их сегодня нет», – подчеркнул он.
О том, что никакого прорыва в карабахском урегулировании в ближайшее время не предвидится, свидетельствует и расплывчатое по содержанию заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ по итогам встреч посредников с президентами Армении и Азербайджана в Нью-Йорке в рамках очередной сессии Генеральной ассамблеи ООН.
Сопредседатели заявили, что продолжат работу со сторонами с целью очертить их нынешние разногласия по Базовым принципам в качестве основы для всеобъемлющего мирного урегулирования. Они также предложат сторонам дополнительные меры, направленные на усиление режима прекращения огня, улучшение атмосферы и взаимопонимания между народами региона. С этой целью сопредседатели намерены посетить регион в ближайшем будущем.
В Азербайджане это заявление вызвало, мягко говоря, недоумение. «Неужели наши посредники, которые не покладая рук, днем и ночью работают во имя мира между Арменией и Азербайджаном, никак не смогли для себя прояснить, в чем же расходятся позиции конфликтующих сторон по Мадридским принципам?» – возмущается «Зеркало». Возмущение, заметим, нарочитое. В Баку привыкли думать, что урегулирование должно начаться с вывода карабахский войск из освобожденных территорий. Глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров так и заявил в своем выступлении на сессии ГА ООН, отметив при этом, что Армения якобы нарушает Устав ООН.
Советник министра иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики Рубен Заргарян расценил высказывания азербайджанского министра как противоречащее международному праву и историческим фактам. «Очевидно, что единственный и неизбежный правовой путь урегулирования – это на первом этапе окончательное признание Нагорно-Карабахской Республики и на втором этапе – начало азербайджано-карабахских переговоров», – заявил Заргарян в интервью Analitika.at.ua, подчеркнув при этом, что НКР занимает более ответственную и конструктивную позицию и не требует в ультимативной форме незамедлительного вывода азербайджанских войск с оккупированных земель Нагорного Карабаха, а считает, что этот вопрос должен быть решен в процессе мирных переговоров.
Официальный Баку систематически выбрасывает тезис о якобы оккупированных территориях Азербайджана. Но Нагорный Карабах в географическом и историческом аспекте больше чем бывшая НКАО и современная НКР. По международному праву Нагорный Карабах имеет полное право на восстановление своей территориальной целостности и самоопределение в своих естественных исторических границах, в которых он был противоправно оккупирован и аннексирован Азербайджаном в 1921 году. Согласно нормам международного права, раздел властями Азербайджана аннексированного Нагорного Карабаха на территории с разным административным статусом не меняет статус всего Нагорного Карабаха как оккупированной и аннексированной территории. К примеру, решения нацистской Германии по разделу оккупированных стран Европы на территории с разным административным статусом и аннексии ряда территорий квалифицируются как юридически ничтожные. Одним из важнейших принципов урегулирования азербайджано-карабахского конфликта является принцип восстановления территориальной целостности НКР. Декларация Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1960 г. «О представлении независимости колониальным странам и народам» подчеркивает: «Все народы имеют неотъемлемое право на полную свободу, осуществление своего суверенитета и целостности их национальной территории… Целостность их национальной территории должна уважаться». Основанные на фальсификациях и ничем не обоснованные территориальные претензии Азербайджана к НКР следует рассматривать как неуместные, неприемлемые и несоответствующие поиску взаимоприемлемых решений по вопросу заключения мирного договора, отметил советник главы МИД НКР.
Раздувая территориальные претензии, Азербайджан пытается скрыть тот факт, что согласно нормам международного права именно Азербайджан должен вывести свои войска с оккупированных земель Нагорного Карабаха и Армении. В своем выступлении Э.Мамедъяров отметил, что в 1993 году Совет Безопасности ООН принял четыре резолюции, но забыл сказать, что именно Азербайджан, как и в годы азербайджано-карабахской войны 1991-94 годов, так и сейчас продолжает нарушать резолюции СБ ООН NN822, 853, 874, 884, что выражается в продолжение боевых действий в виде эскалации диверсионно-террористических атак на НКР, угроз снова прибегнуть к военной силе, отказе от прекращения враждебных актов в виде экономической, транспортной и энергетической блокады Республики Армения и НКР, отказе от прямых переговоров с Нагорно-Карабахской Республикой. Своим выступлением в ООН официальный Баку в очередной раз наглядно продемонстрировал, что продолжает политику отрицания международного права, императивно констатирующего право народов на самоопределение, на основе механизмов и процедур которого возникло большинство государств ООН, в том числе и сам Азербайджан. Следует также отметить неправомочность самовыдвижения кандидатуры Азербайджана на место непостоянного члена в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций на срок 2012-2013 гг. Ибо это будет противоречить поддержанию международного мира и безопасности. В условиях, когда бакинская администрация отказывается осудить геноцид против армян и военные преступления, наращивает расистскую антиармянскую пропаганду, постоянно делает воинственные заявления, систематически нарушает режим прекращения огня, демонстративно отрицает международное право, отказывается от ведения серьезных переговоров по урегулированию азербайджано-карабахского конфликта, участие Азербайджана в СБ ООН будет абсолютно деструктивно и ударит по авторитету ООН. Баку неоднократно демонстрировал, что подписи Азербайджана под международными документами ничего не стоят. У НКР есть все достаточные основания для членства в ООН. Предоставив слово министру иностранных дел Азербайджана, ООН следовало бы также выслушать представителя НКР, – заметил Рубен Заргарян.
Де-факто