По некоторым стандартам юбилеи известных людей отмечаются раз в 25 лет, но это после полувекового юбилея. Для руководства и сотрудников Дома-музея Мартироса Сарьяна каждый день рождения мастера - юбилей. В этом году выдающемуся живописцу исполняется 130 лет. Так сложилось, что основные мероприятия пройдут не в Ереване, а в Москве. О предусмотренных мероприятиях рассказывает внучка художника, директор Дома-музея Мартироса Сарьяна Рузан Сарьян.
Москва-Ереван
Музей разработал целый план мероприятий, приуроченных к этой дате. Так, в Третьяковке будет отмечаться 100-летие присутствия работ Сарьяна в этой галерее. История эта началась в 1910 году, когда галерея приобрела два шедевра. "Давно пора", - так по этому поводу выразился первый учитель Сарьяна Валентин Серов. Добавлю, что коллекция Третьяковки сформировалась довольно давно. На сегодняшний день в коллекцию входят 66 работ - живопись и графика. В архивах галереи также находится уникальное произведение Сарьяна - панно "Народные промыслы" (1937 г.). Именно за эту работу художник удостоился Гран-при на известной выставке в Париже. Мы очень хотели, чтобы эта работа вошла в экспозицию московской выставки, которая откроется 26 февраля и продлится два месяца. Однако панно нуждается в реставрации, а необходимых средств нет. Московскую выставку можно назвать эксклюзивной, так как в таком количестве работы Сарьяна в Третьяковке не выставлялись - это вся коллекция.
Другая выставка пройдет в сентябре в Московском музее живописи имени Пушкина. В экспозицию войдут работы армянских и русских художников из фондов Армении. На выставке будут представлены пять картин Сарьяна. Нас ждет еще одно радостное событие. Дело в том, что уже есть договоренность с городскими властями Москвы об установлении мемориальной доски на стене дома на старом Арбате, где с 1937 по 1970 годы жил Сарьян. В этот период художник проживал и в Ереване. Можно сказать, одной ногой в Москве, другой - в Ереване.
А теперь о том, что будет происходить у нас. 26 февраля в стенах музея откроется фотовыставка. Посетителям будут представлены фотографии-портреты Сарьяна с самыми известными современниками - Севаком, Хачатуряном и другими. Многие старые фотографии будут представлены в новом прочтении благодаря работе фотографа Мушега Ованнисяна. Некоторые сохранят свой старый дух и предстанут в стиле ретро. Конечно же, в этот день мы соберемся у памятника Сарьяну, затем посетим его могилу на территории Пантеона и возложим цветы.
Мероприятия к 130-летию мастера будут проходить на протяжении всего года. Так, в марте в Доме-музее откроется выставка под названием "Творчество Сарьяна в годы Великой Отечественной войны", приуроченная к 65-летию Победы. Сын Сарьяна Лазарь, известный композитор, в 26 лет оставил учебу в консерватории и ушел на фронт. Он воевал под Львовом. Сарьян очень переживал за сына. Стоит отметить, что в эти годы он создал 320 картин. Мастер часто обращался к теме войны. Экспозицию мы хотим вывезти и на родину Сарьяна - в Ростов.
Полный каталог работ
Каталог работ Сарьяна создавался еще при жизни, и он сам этим занимался - Сарьян был человеком, любящим четкость. Его супруга, Лусик Лазаревна, помогала ему в работе. В свое время эти материалы помогли искусствоведу Рубену Дрампяну в издании каталога работ Сарьяна. На сегодняшний день он является наиболее полным. Но мы готовим свой каталог. Нам известно около пять тысяч работ кисти Сарьяна. Однако в альбомах в изданном виде нам известно всего 700-800 произведений из этих пяти тысяч. Без этого каталога иметь полное представление о наследии художника сложно. И важно, чтобы под названиями были представлены и картины, так как под одним и тем же названием у Сарьяна есть несколько пейзажей или натюрмортов. Это, конечно, очень трудоемкая работа. К сожалению, прежний директор Шаген Хачатрян, который возглавлял музей на протяжении 36 лет, не передал нам результаты проделанной им работы. Добавлю, что уже идет съемка работ Сарьяна в Третьяковской галерее. Даже в этой известной галерее не все работы известны нам в репродукциях. Та же ситуация и во многих российских музеях, в том числе Центральном театральном музее имени Бахрушина, в Музее искусств народов Востока.
Недавно я побывала в Ванадзоре, в музее Степана Зорьяна, там обнаружила совершенно потрясающий портрет кисти Сарьяна 1945 года. Эта работа никогда не воспроизводилась. Даже в Армении остаются работы, которые никогда не были представлены в каталогах.
Подделки на аукционах
Сарьян не представлен в коллекциях западных музеев, его работы можно увидеть лишь на редко организуемых выставках, а это - дорогое удовольствие. На Западе Сарьяна знают не столь хорошо. По этой причине на аукционах появляются очень сомнительные, низкопробные, отвратительные подделки. Это откровенная халтура, некоторые пользуются фамилией для того, чтобы делать деньги. Это возмущает.
Проблема реставрации
Имея колоссальное наследие культуры и искусства, руководство страны серьезно не задумывалось о его сохранении. В Армении, конечно же, есть реставраторы, но нет базы, мастерской, оснащенной современной технологией. Однако за последние годы наблюдается существенный сдвиг. О том, что надо создавать инфраструктуру, отправлять наших реставраторов на курсы по повышению квалификации, уже говорится на высоком уровне.
В музее накопилось очень много работ, которые находятся в аварийном состоянии. За пять лет мы восстановили 15 работ, используя метод консервации. Когда речь идет о реставрации, это более серьезное вмешательство, что крайне нежелательно.
Матисс-Сарьян: возможные параллели
Сам Сарьян не любил, когда проводилась эти параллели. Они оба получили одни и те же импульсы. Даже Эренбург в дикторском тексте к фильму о Сарьяне здорово говорит об этом. Сарьян как Матисс знал корни, основы, принципы, от которых отталкивался в своем творчестве. А эти принципы были заложены художниками-импрессионистами.
Освоив все это, Сарьян пошел своим путем. Через своего второго педагога Коровина он приобщался к школе французских импрессионистов. Как Матисс шел к своим открытиям, так и Сарьян шел к своим. Полностью сформировавшийся фовизм в работах 1905 года "Чары" и "Солнце" по хронологии идет параллельно работам Матисса. А когда позднее их работы встречаются на выставке "Золотое руно" в Москве, Сарьян убеждается, что идет по правильному пути: во Франции происходит то, что он делает здесь. Это как у двух ученых, которые делают одно открытие в разных странах. Но как портретист, Сарьян намного глубже, я не вижу у Матисса глубоко психологичных портретов, они более декоративны. Конечно, у него есть пластика и движение, но нет взгляда во внутрь.
Сарьяну, жившему на Востоке, смелое сочетание красок изначально было ближе генетически. Для него это не экзотика. А Матисс, будучи европейцем, шел к этому иным путем. Его взгляд был устремлен к экзотическим странам, он шел из Европы на Восток, а Сарьян наоборот. Сарьян держал взгляд на Европу. И на перекрестке двух путей - Восток-Европа и Европа-Восток - и находится Сарьян. Вот здесь он и встречается с Матиссом.
Элеонора Араратян, "Деловой экспресс"