Визит президента Франции Николя Саркози в регион Южный Кавказ нес ознакомительный характер. Подобной очки зрения придерживается армянский политолог Ерванд Бозоян.
В то же время, политолог обратил внимание на тот факт, что в отличие от двух других республик региона, визит Саркози в Армению был государственным. Это обстоятельство Бозоян рассматривает больше в контексте предвыборных процессов во Франции. «Для Саркози чрезвычайно важен фактор армянской общины в ходе президентских выборов. В ходе последних выборов большинство в Сенате впервые перешло в руки социалистов, что представляет большую опасность для правых Франции. Социалисты обещают утвердить в Сенате законопроект об уголовно преследовании за отрицание Геноцида армян. Именно по этой причине Саркози в Армении допустил определенные эмоциональные заявления по вопросу Геноцида армян, а также Карабаху. Все это стало также риторикой для внутреннего слушателя», - считает он. Касаясь реакции Турции на выступление президента Франции в Армении, политолог отметил, что в данном случае для Анкары кандидатура Саркози является наиболее приемлемой ввиду более жесткой позиции социалистов по вопросу Геноцида армян. «Турки прекрасно понимают, что выступления Саркози носили больше предвыборный характер, в связи с чем решили ограничится больше дипломатическим ответом», - отметил Бозоян. Подвоя итоги визита, политолог отметил, что для армянской стороны более значимыми были заявления французского президента по вопросу строительство новой АЭС в Армении. «Франция стала первой страной Запада, которая сделала Армении подобное предложение. Это хороший сигнал для нас», - заявил он, добавив, что это предложение создает армянской стороне возможности для определенной диверсификации и маневрирования.
В свою очередь, дипломат Арман Навасардян отметил, что подводя итоги данного визита следует ставить акцент на диверсификации внешней политики Армении. «Франция –крупный игрок на международное арене, и визит подобного уровня являются в некоторой степени успехом армянской дипломатии», - считает он, расценив это, как прорыв к Западу. Навасардян признался, что более склонен рассматривать этот визит не в контексте ужесточения позиции Франции по вопросу отрицания Геноцида армян, а в контексте возможного развития двустороннего сотрудничества. «Одно то, что в ходе визита был затронут вопрос строительства новой АЭС и энергетической политики в целом, означает, что мы теперь уже сможем в определенной степени маневрировать в отношениях с северным соседом. Для Франции это тоже в определенной степени успех, поскольку подобная политика позволяет проложить путь на Восток», - считает он. На вопрос, как он прокомментирует тот факт, что Саркози, находясь в Азербайджане наградил только первую леди этой страны Мехрибан Алиеву, Навасардян пошутил: «Ну, Саркози – человек с хорошим вкусом. Может он подумал, что следующим президентом Азербайджана станет нынешняя первая леди Азербайджана? Это в качестве шутки. В реальности же, я думаю, что эта награда была обусловлена активной работой Алиевой в ЮНЕСКО». На замечание журналистов, что в Азербайджане это сочли оскорблением президента Ильхама Алиева, дипломат отметил: «Я думаю, это следствие мусульманской психологии».
Бозоян с подобными оценками не согласился, связав подобную реакцию азербайджанской стороны на подобное награждение с иными факторами. «Они все процессы сравнивают с Арменией, если армянская сторона где-то и в чем-то обошла, это вызывает истерику», - считает он. Вместе с тем, Бозоян отметил, что все же, находясь в Армении Саркози вел себя несколько иначе, демонстрируя совершенно иное отношение к армянам, нежели к азербайджанцам. «В частности, говоря о Карабахе, он заявил: «Я понимаю, что Карабах для вас - все», подобных акцентов не было в ходе его выступления в Баку. Его отношение было более формальным, более ассиметричным», - заявил он, указывая на тот факт, что Саркози не посетил в Баку так называемую «аллею шехидов».
ARMENIA Today